via bvi
Михаил Фейгельман Российская наука к 2017 году Тезисы выступления 15 июня 2006 г.
Тезис: науки к тому времени в России не будет.
"Напомню ряд основных функций науки в обществе (помимо очевидной функции получения нового знания, трансформирующегося позднее в прогресс техники):
1) независимая компетентная экспертиза, текущие и стратегические прогнозы;
2) высокие стандарты в массовом образовании;
3) элитное образование, формирующее группы с высоким уровнем интеллектуальной мобильности;
4) поддержание национального престижа.
Из этих четырех мотивов первые три не осознаются обществом и явно противоречат интересам правящей группировки. Четвертый мотив хорошо осознан и эффективно используется для спекуляций."
"Положение с настоящей наукой (по крайней мере в части получения фундаментальных знаний) в России сейчас такое:
* Ее доля (и без того численно небольшая в СССР) заметно за 15 лет сократилась. В частности, существенно более половины конкурентоспособных физиков-теоретиков и математиков уехала заграницу. Оставшиеся сильно потеряли влияние внутри РАН и полностью потеряли его в Минобрнауке после 2004 г. ...
В разных областях науки существуют отдельные очень сильные лаборатории, которые держатся неизвестно на чем, как триста спартанцев. В них даже стали появляться молодые сотрудники, в том числе проработавшие несколько лет в хороших лабораториях за границей. Но у их завлабов нет никакого реального представительства в государственных структурах финансирования науки и техники (кроме разве что РФФИ, который и сам переживает не лучшие времена)...
Государственные инициативы последних лет в области образования вызывают сильнейшее раздражение в научной среде из-за их явно разрушительного воздействия на элитное (в интеллектуальном смысле) образование...
Результат: нарастает ощущение безнадежности. До 2017 г. сил держаться не хватит. Задача восстановления в России адекватной ей науки не имеет в ближайшие годы решения.
Наиболее адекватная задача – это задача ВЫЖИВАНИЯ в надежде на появление более подходящей общественной среды в России через какое-то время. Надо попробовать удержать небольшие «научные заповедники», в которых само представление о том, что есть наука (возникшее в современной форме благодаря Фоме Аквинскому и его последователям), могло бы сохраниться «до лучших времен» – если они когда-либо наступят. Подчеркну: это могут быть только небольшие островки, не соответствующие настоящим потребностям и потенциальным возможностям страны, но даже их удержать – нетривиальная задача."
Далее:
Почему это теоретически возможно?
Как это можно делать?
"Этот текст я рассматриваю как записку в бутылке, брошенную в море потерпевшими кораблекрушение. Посмотрим, найдет ли ее кто-нибудь."
_______________________
Раньше сего не видел. Не знаю, как там пойдет... Но, в общем, неуютно.