Соответствующие главы - о Соловецкой станции (1881-1899), Мурманской (1899-1933), Ковдинской (1911-1940), Беломорской, Мурманской в Дальних Зеленцах...
Книга "поперечная". То есть тематика сечет все сюжетные линии, как и полагается при честной истории организаций. Истории станций - когда, где, как, кого ловили, воспоминания, письма, как строились, кто организовывал, работал... Фамилии, даты. А сюжеты - пунктиром. Ну вот помянуто в одном месте, как Н.П. Вагнер продал музею за 400 рублей материалы, собранные им в экспедиции - тоже не за свой счет была экспедиция. Продал себе - лаборатории, которую сам и возглавлял. Это целая тема - так поступал А.Ф. Котс, есть подозрения, что подобные штуки делал Фишер. Это надо отдельно раскапывать и смотреть - Котс, скажем, на те деньги музей содержал - финансирования не было, он мухлевал с бумагами и выбивал деньги на музей. С Фишером дела другие. Вагнер?.. А что Вагнер? Не известно. Это была такя негласная традиция, длительностью в пару сотен лет - и однотипные действия означали разное в разных условиях и у разных людей.
Или история первой северной биостанции на Соловках. Уникальный случай - по согласию, по договоренности с монастырем, при содействии церкви организована биостанция. Как оно было? Как договорились? Не ясно. А разошлись как? тоже туман. Шимкевич был ярым атеистом, да еще и вспыльчивым капризником (хоть и отходчивым) - однако к моменту разрыва от дел станции уже отошел, не с ним связано. Кто-то другой... А до того жили мирно, монахи помогали обустраивать станцию - и вдруг от настоятеля письмо наверх: зоологи в церковь не ходят, не молятся, работают ночами, потом спят до полудня, несообразно себя ведут - выдворите их... И выдворили, да вроде те и сами не сильно противились - какая-то кошка пробежала. Что это было? А неизвестно.
И таких сюжетиков по книге несколько зацеплено, да все краем. А так - да, история биостанций. Кто, когда, чего наловили и что опубликовали.