В.Р. Новоселов. ДУЭЛЬНЫЙ КОДЕКС: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУЭЛИ ВО ФРАНЦИИ XVI ВЕКА
http://deja-vu4.narod.ru/Duel.html
Как я понял, общий смысл - мемуаристы и описатели славного обычая дуэли старались говорить о дуэли для чести и о куртуазных поединках. И действительно было немло случаев - как в кино: победитель не добивал противника, предлагал взамен сломанной шпаги взять другую... Обычно "общество" осуждало такого благородца - "за чрезмерное безрассудство и браваду". А чаще всего дрались без свидетелей, и не всегда в равном числе... Впрочем, ничего сверхестественного от свободного ношения оружия не происходит. Жизнь, как она есть. Кого-то убили - ну, так еще народятся. Ну, с другой стороны, особой пользительности тоже вроде не наблюдается.
"Во времена Франциска I Джаннино Медичи, будучи на французской военной службе, решил положить конец давней вражде двух своих капитанов: он дал им по шпаге, по половине своего плаща и запер в зале, заявив что не выпустит их до тех пор, пока они "не уладят свои разногласия". Капитаны Сан Петро Корсо и Жан де Турин взялись за дело. Жан де Турин ранил соперника в лоб, и тот не смог продолжать бой, так как кровь заливала ему глаза и лицо. Тогда Жан де Турин предложил прервать бой с тем, чтобы Сан Петро перевязал рану. После чего бой был продолжен, и уже Сан Петро выбил шпагу из рук де Турина, позволив затем ему ее поднять. В конце концов они изранили друг друга до такой степени, что были не в состоянии продолжать поединок. Но мнение всех военных обратилось против Сан Петро, который не воспользовался удачей и не убил безоружного противника, а подарил тому жизнь и тем самым презрел свою победу"
" в 1559 г. Ашон Мурон, племянник маршала Сент-Андре, предательски убив победившего в честном поединке капитана Матаса. Капитан, старый вояка, пожалел юнца, выбил у него из рук оружие и прочитал нотацию о том, что нехорошо нападать на опытных людей, едва умея владеть клинком. Когда он, повернувшись к противнику спиной, стал садиться на лошадь, тот воткнул ему в спину свою шпагу. Дело замяли, учитывая родство Мурона, а придворные, в том числе Франсуа де Гиз, не столько порицали предательский удар, сколько возмущались глупостью капитана, презревшего фортуну и оружие"
"Пощада противника могла стать причиной повторных поединков, как это случилось с капитаном Отфором. Во время боевых действий в Шотландии (1548) он был вынужден трижды драться с сеньором Дюсса, который трижды был ранен и всякий раз снова рвался в бой. Если противника пощадили в первом поединке, то в повторном, согласно общепринятым правилам дуэли, следовало его прикончить, даже если он лежал на земле без оружия с тяжелым ранением и молил о пощаде, ибо не стоит искушать судьбу и Бога, отказываясь от дарованной им победы"
"Наилучший же способ пощадить противника — это искалечить его так, чтобы он более никогда не мог драться: лучше всего отсечь ему руку или ногу. А чтобы он никогда не мог отрицать, что жизнь ему подарили, можно на память изуродовать ему лицо и нос"