Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Елена Мягкова. Необъяснимая Вандея. 2006

Работа на стыке исторической антропологии и крестьяноведения. То есть сначала автор выдает десятками гипотезы о том. почему именно случилась Вандея - почему восстание против революции было именно там, а не в другом месте, чем отличалась Вандея от прочих департаментов Франции. Всё, что можно придумать - агитация, бедность, религиозность... все причины перечислены - и даны аргументы, почему именно так думать... по крайней мере не полно.

Самое, на мой взгляд, интересное - описание жизни крестьянства в этой самой Вандее и близких областях - в 18-м веке. Поскольку тема классическая - Французская революция изучена на ять - документов и работ тучи, автор все это аккуратно собрала и представила.

Мы тут говорили об антисанитарии - все эти современные ужасания перед негигиентической жизнью "прежних эпох". Грязная вода... Ну, в общем, все были больные и кошмар.. Главный очаг восстания - Бокаж - болотистая равнина, сырой климат, топи и кусты, животноводство - загрязнение пресных вод... Авторы разных работ отмечают, что парадоксальным образом эпидемии обходили Бокаж стороной. Ничего выдающегося на фоне более "чистых" провинций. Смертность была умеренной (-8-0%) за 18 в., по времени рассредоточена равномерно (т.е. нет эпидемий в связи с каким-то временем). А рядом Плен - более приятная страна, поля, речушки... воздуся... И жестокие эпидемии, смертность до 16%.

Вот, скажем, религиозное темное крестьянство в 18 аж веке с точки зрения современных исследователей и по взгляду современников было еще в значительной степени языческим. Там была отдельная проблема христианизации крестьянства, и решалась она трудно. Если попросту, то до всеобщей победы светской жизни решить ее не успели.

Вот что такое церковь:
"географически территория прихода и сельской общины, как правило, совпадала, а сферы интресов обоих институтов часто оказывались идентичными. Церковь могла служить убежищем во время военных опасностей, складом запасов дров, зерна и соломы; это было традиционное место сбора; здесь устраивали торги и обучались грамоте. В результате для крестьянина граница между мирским и сакральным была размытой."

На проповеди священники зачитывали, в частности, всякие указы администрации. Королевские указы, налоговые списки... Плюс аналог медиа - это была местная журналистика. Тут же решения о постройке моста и выборы сельского учителя.

Язычество это - ну, ясное дело, агрокалендарь, обряды, противоречия с днями церковных праздников, ритуалы разные... Система защиты от злых духов.

А вот кто там жил из нечисти. Чудовище гараш: под кожей животного находилась несчастная принцесса, осужденная на вечные скитания за отказ принять христианство во времена первых проповедников


Чудовище галипот принимало образ белого козленка, подстерегала прохожих у брода, кидалось на спину.


Фарфадеты - веселые блуждающие огоньки над болотами.


Со временем языческие праздники обретали христианских покровителей, церковь привыкала не бодаться с бывшими языческими праздниками, слегка потеснив обрядность. А население называло фарфадетами монахов монастыря Сент-Радегонд

По мнению Ж. Делюмо, христианствор было религией меньшинства до 1000 г. примерно, с этого времени очень потихоньку новое вероучение стало распространяться, однако и долго после этого результаты сказывались скорее в элите общества, оставляя в стороне древние магические ритуалы простолюдинов Обе Реформации (протестантская и тридентская) - признание неудовлетворительными результатов христианизации Начинается принудительная индоктринация (инквизиция) и унификация католицизма. А уже к концу 18 в. началось обмирщение. Так что мнение о триумфальном для христианства Средневековье и последующем упадке - это мнение входит в миф о Средних веках.
Tags: books3, history2, myth, religio
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments