Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Поступление в вуз

Ну, раз мне особо никто не рвется погадать - поделюсь опытом. В качестве родителя съездил в то заведение, которое выбрал сын - родительское собрание для тех, кто будет поступать на 1 курс. Основное впечатление - контраст с тем, что я помню о своем поступлении, десятки лет назад.

Дело не в том, что "всё хуже" - ничуть. Новое здание, непрерывно подвергающееся евроремонту - вылизанное, аккуратное, в холле фонтан, неплохие аудитории, чистые столы и стулья, не замаранные надписями и царапинами. Платное обучение - ну, да, это известное отличие.

Речь декана - чистая "продажа себя". Товар лицом... Раньше вуз не пытался себя продавать столь откровенно - с кем договоры, как здорово, что вот эта крупная фирма согласилась брать студентов на практику, наши усилия ... успехом... крупная фирма... договор... Очень мало говорится о качестве преподавания. Раньше - кажется - козыряли этим: наши замечательные преподаватели, мол... Теперь - нет. Козыряют фирмами, с которыми удалось договориться. Козыряют - а вот такой вот, звезда вот этой области (имя известного главы фирмы) недавно почтил своим присутствием... студенты имели возможность увидеть лично и поговорить... То есть: вместо собственно вуза, состава преподавателей (о котором теперь говорят мало) - козырной картой стали внешние партнеры.

На что ругаются: студенты приходят пьяные, много прогуливают. Декан изо всех сил кричит родителям: я взяток не беру, если чадо не будет учиться, я вынужден буду его в конце концов отлислить... Проверяйте, ходит ли ваш сын на занятия... Пьяных мы не допускаем к занятиям...

Не помню таких инвектив раньше. Случаи были - пьяными приходили, и за это были строгачи и пр., но чтобы перед первым курсом это выставляли как главную проблему - нет, не было. проще говоря - раньше с этим справлялись "домашними средствами" - выговорами декана, отчислением - теперь же воем воют - просят помочь родителей.

Совсем другой подход к обучению. Раньше вуз говорил: мы выучим студентов. лучшие даже останутся у нас... В нашем замечательном научном коллективе... потому что преподаватели работали на кафедрах, вели тут же научную работу - и попасть туда, к ним, на кафедру этого вуза - это было самое лучшее, что может быть. Кто похуже - шли на сторону и т.п.

Теперь в голос произносится: мы не гарантируем, что ваши дети смогут попасть на практику в эти вот фирмы. Там же тоже отбирают, берут лучших... Ну, для самых отстающих, чтобы не гнать, мы обепечиваем тему диплома внутри нашего вуза... но это - минимум, нижняя граница. Никаких кафедр - преподаватели приезжают в вуз прочитать лекцию из тех мест, где они работают, 2 часа, 4 часа - и нет его. Вуз - пустая оболочка с комнатами, там негде оставаться. Поэтому лучшее, что возможно - это именно покинуть вуз, как можно раньше начать работать на фирму. Основное хвастовство зав. кафедрами: у меня столько-то студентов на 3..4... курсе - уже работают. Этим гордятся как показателем.

Насколько могу оценить - состав преподавателей не очень сильный. Стажем работы в вузе они хвастаются - один преподает уже аж 8 лет, другой - аж 10. Возраст - с известным провалом вокруг 40. То есть либо молодые - 28-32, самоуверенные такие дамы и господа, стальным голосом пытающиеся взбить свой авторитет, либо сильно порепанные люди за 50, явно пришедшиеся не у дел в прошлых местах и вот осевшие в этом новом вузе, в новых условиях... У этих чувствуется старая академическая закалка, но в реалиях новых профессий, клоторые они преподают - кажется, разбираются не очень уж здорово. Хвастаются тем, сколько сменили мест работы. Декан похвастался, что несмтря на свои молодые годы, сменил десятки мест работы (я запомнил в числе перечисленных какие-то мелкие инженерные должности) - и его вывод: вот сколько опыта практической деятельности я смогу передать студентам...

Преподаватели хвастаются всем - профессор тут же устроил презентацию своей новой книги, хвастаются знакомствами... Был вопрос - посылают ли студентов на стажировку за границу, получен ответ - профессор перечислил, в каких странах Европы бывал лично он, причем отдельно - в турпоездках, отдельно - по договорам, по работе. потом декан пояснил - нет, студентов не того... Все хвастовство не вспомню, но вот - мы, мол, возили студентов Государственную Думу. С придыханием - смогли повезти не всех, только старост, сами понимаете - Дума! Но вот - каких мы успехов достигли. Я не уяснил. зачем вообще туда возить студентов и что там показывают.

Удивила отмена специализаций. Студентов опрашивают до поступления - куда хотите? - и если не набирается нужного числа, специализацию закрывают - хотя кто-то шел именно на нее. Очень быстрое перепрофилирование - несколько раз упоминалось, что вот эта специальность у нас уже год, эта - вот в этом году начнется, а вот те три уже устарели и более не поддерживаются. Оно бы хорошо, только ведут все специальности те же люди - ясно, что это работа с учебными планами, а не серьезная проработка курса. Проще говоря, перелицовывают один и тот же товар - такое складывается впечатление

Студенты в большинстве рвутся на специальности со словами "экономика" и "менеджмент". Причем - даже расхваливая - преподаватели проговариваются, кем им предстоит стать. Мелкие агенты по продажам, разъедные - их будут гонять по городам и весям, дабы наладить систему у клиента, это ясно что такое - шишки со всех сторон. Надо крутиться и уметь переводить стрелки. Однако магическое слово "экономика" забивает всё.

Разумеется, особым пунктом - отмазка от армии. Среди студентов юношей много больше, чем девушек. Все озабочены, это нормальный технический вопрос, о котором говорят в голос - статья, по которой руководство вуза отчитывается перед родителями всерьез - какие меры приняты в связи с новым российским законодательством, как обошли то и это.

Совершенно отсутствует какое-либо представление о стандарте качества. Раньше - как я помню - подспудно маячило такое рассуждение: высшая граница качества - фундаментальная наука, там создают новые знания - и мы (вот с такой вот задержкой) транслируем... Теперь - качество - это то, что у нас берут студентов-выпускников вот такие фирмы. Со вкусом и английским прононсом выговариваются длинные названия фирм, и указывается число удостоенных работы студентов. Цифры очень низкие - фирм всего пара, взяла одна двоих, другая троих... подается как великая победа. Но ведь курс много больше, это значит, что большинство пролетает... Однако так - этим хвастают, теми пятью, что ушли работать в фирмы. Не говорится кем - это не важно, хоть полы мыть - главное, что фирма удостоила и взяла.

Изо всех сил намекают на самостоятельность. Родители сопротивляются, - думают. что вуз будет детей как-то волочь, учить и трудоустраивать. Вузу надо себя продать, преподаватели вертятся изо всех сил. с одной стороны - всё гарантируют, но в общих словах... и тут же намекают - просто из кожи лезут. Проще говоря: работы, мест, карьер - нету. Мамы, папы, дедушки, бабушки, звоните знакомым, те пусть звонят родственникам, все всем пусть звонят и ищут работу. Выросший ребенок - это проблема. Надо говорить: у нас проблема, дите уже... лет, надо найти работу - надо создать огромную сеть - и вот так находятся работы для выпускников. А самим студентам - крик в оба уха: не надейтесь ни на кого, не думайте, что главное для вас - учиться. с первых курсов ищите работу, создавайте портфолио, везду хотят брать специалистов с опытом работы - а как попасть на работу в первый раз? Так что ищите, ройте землю, ловчите, ловите, добивайтесь. Высший класс - это не студент, который учится в этом вузе, выполняя все уроки - нет, высший - это студент, слегка подзапустивший занятия, потому что он уже работает в фирме.

Никто из преподавателей не говорит о знаниях. были вопросы от родителей и абитуриентов - какие курсы читают на той-то кафедре? чему учат? профессора отвечали неохотно. Обычно говорили. что не знают - мол, он не по той специализации. по той. по которой вопрос, он знает только в самых общих чертах - и путался, сбивался в ответе. Его спрашивали по его специальности - тут же сбивался в хвастовство, четко перечислить курсы дисциплин или передаваемый набор умений не мог. То есть даже для преподавателей передача знаний - дело если не десятое. то третье. главное - научить знакомиться с людьми. помочь завязать нужные связи, выйти на людей - и зацепиться. Этому, судя по всему, и учат - и сами гордятся знакомствами и связями.

Вот такие впечатления. Далеко не всё плохо, хоть многое и плохо, и несколько непривычна расстановка акцентов.

Какой именно вуз - говорить не буду. Скажу только, что из новых "технических" с примесью экономики - чтобы гуманитарии не думали, что это про них
Tags: education
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 192 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →