Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Предпосылки христианства

Это почти невозможная мысль высказана у Шеллинга (Философия откровения); ее постановка - дело крайне трудное - надо объяснять, что речь не о генеалогических корнях мифов и не о "социальных условиях", а всё прочее почти непонятно. Однако Шеллинг сказал: предпосылки - это иудаизм и европейское язычество. Тривиально, в некотором смысле, - а при разглядывании кажется безумным. Что делать с этим язычеством? Например, обращать... Другие ответы звучали крайне редко. Однако - идея "непрерывного пришествия", непрерывного возникновения. То, что рождается в каждый момент - и потому, собственно, существует - имеет те же предпосылки. Во времена Климента Александрийского (говорившего о двух Библиях, вторая - философия...) и Оригена это было понятно. Затем, однако, языческая философия была отброшена - "только верой". И складывающееся имперское христианство отбрасывало предпосылки. Лишь много, много позже философия смогла появиться снова - и в совсем иной роли. Впрочем, "философия" - это слово здесь - метафора, поскольку и философия греков была лишь потомком того же корня, который был предпосылкой. Дело не в заимствовании знаний - это действительно невозможная мысль, всё время сдергивает в колею. Вовсе не в заимствовании знаний. То, что века с 12-го согласилось нечто заимствовать - уже имело собственное строение, куда помещало избранные куски, не росло из, а отрывало для. Тем сильнее действовал иудейский закон - и римский закон. Мысль правовая по самому складу, юридическая - стала скелетом, одевавшимся плотью иных мыслей. При этом большая разница - когда мысль пассивно движется по заготовленным дорожкам - или когда она активно выстраивает путь для самой себя.
Tags: philosophy, religio
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment