Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Разговор об образовании

http://ivanov-petrov.livejournal.com/636332.html?thread=21732268#t21732268

vladimirpotapov
А как сделать, чтобы еще хуже не было? Подморозить?

ivanov_petrov
нет. давно уже подмораживаем - очень давно. проблемы образования не 15 лет назад начались. я бы сказал - пора думать. крепко думать. А то что-то пока ничего хорошего выдумать не получается. я несколько раз видел дискуссии педагогов - в общем, зря я их видел. грустное зрелище. там действительно жуткая проблема - и очень важная. всякие глупости по поводу внешней политики или президентских выборов - просто пустяки. Но как сделать хоть несколько шагов к решению... Рад был бы услышать что-то здравое.

vladimirpotapov
Возникает пугающее чувство, что здравое против этого уже бессильно. То, что Вы описали, похоже на какую-то недобрую сказку. Требуется герой с волшебным мечом в руке.
Или просто, как советуют многие, плюнуть да отойти. Частное решение.

ivanov_petrov
Сами понимаете - это не выход. И ежели не считать, что история закончится на этой грустной ноте - надо искать решение. Следующим поколениям будет еще тяжелее его найти. Я иногда пытаюсь просматривать тексты в спец. журналах - нет, просвета не видно. Но должны же быть те, кто всерьез ищут ответ...

vladimirpotapov
Боюсь даже предлагать Вам продолжение марафона. Но когда будет настроение, не засеять ли Вам отдельные грядки? А то очень уж все тут сразу (понятно, наболело). Не попробовать ли потом разобрать частные вопросы:
1. Кризис начался давно. Когда и почему? Это естественное одряхление той формы образования, которую мир дожевывает уже много веков? Что-то в ней умерло? Тогда нужно констатировать омертвение отдельных частей.
2. Денег на образование не хватает нигде, заискивать перед "партнерами" начали в благополучных американских университетах (очень убедительные главы в NO LOGO Наоми Кляйн. Вы читали эту книгу?). Теперь и у нас. Чтобы сдерживать натиск корпораций, нужны публичные дискуссии (при всей их неэффективности), обеспечение, в т.ч. законодательное, независимости университетов. Нужен закон о высшей школе (помимо прочего прописывающий процедуру отношений с заказчиками исследований, права сторон). А будет ли он исполняться - вопрос следующий.
Может быть, это уже обсуждалось у Вас в журнале? Может быть, это слишком мелко, газетный уровень? Вы лучше можете поставить вопросы. Но говорить об этом надо, несомненно.

ivanov_petrov
Я с удовольствием. Тяжело, поскольку я не специалист, но отчего не попробовать.
1. Начало кризиса вычленить трудно. Начаало современного этапа образования - с чего вести? С Коменского, который ввел урочную систему (безусловно, хорошую на тот момент)? С середины-конца 19-го в., когда школы стали государственными, и единая программа сменила частные инициативы? Не думаю, что в самой школе что-то умерло. Измнился мир вокруг - а школа осталась прежней. Надо искать формы, подходящие современному миру - по известному правилу: если хочешь хотя бы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил. Высшая школа - распад правил германского университета. Опять же, нужно анализировать, что потеряно зря, по непониманию, а что следует добавить.
2. Да, деньги... Нет, Кляйн не читал (или забыл). Вероятно - дифференциация. Разные школы с разными типами источников... Независимость университетов - очень нужна, безумно давно.

Как-нибудь попробую вспомнить этот наш разговор - спрошу, какие еще вопросы следует ставить, что еще необходимо сказать... Насчет того, что уже было в этом журнале - есть тэг Образование - там это и собрано, что было.

vladimirpotapov
1. Да, я об отставании и говорю, "смерть" - это, может быть, слишком эмоционально окрашено. Я бы даже сказал: сегодняшний университет - это руины средневекового. Вы биофаковец, помните коллоквиумы? Ничего против не имею, но почему - коллоквиумы? Насколько коллоквиумы? В этой форме какое содержание? Или она страшно важна, а мы не пользуемся возможностями?
2. Наоми Кляйн: http://no-logo.front.ru/04.html , особенно две последние подглавки. Это публицистика, и ангажированная, но сочувствовать хочется. Особенно хорошо, как заказчики требуют не публиковать результаты исследований.
По тэгу пройдусь, спасибо. Хотя я тоже не педагог.
Tags: education
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 178 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →