Конечно, и тут не без искажений – уже наработаны социальные инстинкты, вид уже произошел, устоялся, он успешен, но многое всё же удается подглядеть. Искажение в том, что если б это были одиночные насекомые одного вида, могла бы возникнуть конкуренция за первичные ресурсы – за пищу, например. Но это уже социальные насекомые, в них зашиты социальные инстинкты ухода за расплодом.
Самка откладывает яйца, ухаживает за ними, и вот появляются первые рабочие – один, другой, пятый… Критическая стадия развития молодого муравейника – 8-10 рабочих. Их первейшая задача – заботиться о расплоде, и они начинают конкурировать за расплод. Серьезнейшие выяснения отношений между няньками, выстраивание жесткой иерархии – кому решать, как расположить яйца, кому их первому облизывать и т.д. Конкуренция жесткая, казалось бы, всё хорошо – рабочие ухаживают за яйцами. Расти молодой семье и крепнуть. Но эта стадия как раз и очень опасна – муравьи могут в процессе конкуренции зашибить друг друга, так что яйцам достанется меньше заботы, чем полагается, и это ещё цветочки. Силы конкуренции столь велики, что рабочие начинают конкурировать с самкой – за право заботиться о расплоде. Иногда при этом самку убивают, и муравейник гибнет.
Конкуренция приводит муравейник к дезорганизации, ломает социальность. Возникновение социальности. множественность индивидов, живущих вместе, приводит к этому конфликту, поскольку конкуренция есть нормальная реакция независимых индивидов на нахождение в группе. Как же муравья выбираются из этого положения? У них включаются новые инстинкты, давящие конкуренцию? Возникает «табу» на конкуренцию с самкой?
Оказывается, нет. Просто на этой стадии – 8-10 рабочих – они начинают выходить из гнезда во внешний мир, начинают охотиться, искать пищу. Происходит первое, пока еще чисто функциональное разделение на внутригнездовых и внегнездовых рабочих. Это помогает очень простым образом. С выходом наружу возникают новые социальные функции – охотятся-то они на всю семью, муравей не поодиночке ест, у всего муравейника «общий желудок» (трофаллаксис). И за эти новые социальные функции тоже начинается конкуренция. В этой конкуренции выясняется, кому выходить наружу, а кому век в няньках сидеть, кому из вышедших наружу куда ходить, кому за собой вести, а кому следовать. Самка в этих конкурентных играх участия не принимает – её дело яйца нести. И довольно скоро проблема решается – активные ребята становятся внегнездовыми рабочими, вовсю работают на благо семьи, а в гнезде самка остается самой значимой особью, царицей, на которую уже никто не покушается.
Получается, что конкуренция социальность разлагает; эту конкуренцию уничтожить не удается – семье же хуже будет, если рабочие не будут рваться исполнить свой долг. Решение – в нахождении «новой игры», в появлении нового пространства для конкуренции, где она уже не мешает основным функциям – существованию семьи муравьев как таковой.
Так это делают муравьи. Инстинктивный уровень решения проблем. Другая ветвь эволюции живого мира, к нам не имеющая никакого отношения.