Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Лон Фуллер. Мораль права. 2007

Классический труд сторонника "естественного права", вышел в 60-х. Начинается с различения двух типов морали - морали стремления и морали долга. Мораль долга жестко фиксирует минимум - и больше работает с запретами: некоторые поступки "ниже плинтуса" не должны совершаться никогда. Мораль стремления - указание на высший идеал, недостижимый, но к которому следует стремиться. Работает поощрениями - особо отмечает успехи (которые по факту являются поражениями - ведь цель не достигается).

Это такая "радуга" с постепенным переходом цветов друг в друга - мораль долга постепенно сменяется моралью стремления.

На этой основе, по мысли автора, стоят два типа права. Право, запрещающее некие поступки и работающее наказаниями (если ты будешь выполнять все предписания, я тебе ничего не сделаю), и что-то вроде права, основанного на стремлении - поощряющего индивидов к тем или иным поступкам. Но в праве представлены эти типы различно: мораль долга ближе к собственно праву, а мораль стремления - к эстетике.

Эту бинарную типологию Фуллер увязывает с двумя экономическими теориями. Мораль долга подобна экономической теории обмена. Мораль стремления - ближе к той, что основана на принципе предельной полезности.

Отмечает непроясненность целей. Мораль стремления туманно указывает на "благо", не в силах его точно определить. Экономическая предельная теория обладает внешней четкостью, которая достигается за счет опустошения центрального понятия - полезности. Что это такое - не определяется. Попытка сослаться на принцип удовольствия - мыльный пузырь, работает только при сверхрасширении понятия удовольствия.

После рассмотрения этих двух типов, Фуллер переходит к разным характерным ошибкам в составлении законодательства - и из них выводит полезные эвристики, позволяющие избегать этих ошибок.

Однако определения права он не дает очень долго - так что чуть не вся книга висит в воздухе, рассуждения о морали плавно переходят в разговоры о законотворчестве. И лишь в конце предпоследней главы Фуллер формулирует: принципом естественного права (по Фуллеру - это и есть настоящее право) является "устанавливать, поддерживать и охранять целостность каналов коммуникации, посредством которых люди передают друг другу то, что они воспринимают, ощущают и желают".

Цель права - способствовать общению... я это примерно так понял.

Надо сказать, не понравился мне ход мыслей классика юридической науки. Как-то не понял оснований правоприменения... и не уверен, что установление каналов коммуникации... и есть законная цель права. Наверное, там надо множество оговорок - кто, почему, на каких основаниях... Ладно. Мне все же кажется, что в стремлении разделить всё на два типа и выстроить одинаковым образом мораль, право и экономику Фуллер забрался слишком далеко. Но, конечно, правоведам виднее.
Tags: books3, ethics
Subscribe

  • Воспоминание

    есть у меня. Оно относится к очень далеким временам, ко времени войны. Как у меня такое воспоминание может быть? Нетрудно ответить. У меня мама 28го…

  • Большая игра

    Все чуть что начинают говорить про геополитику. Прямо политинформация непрерывная. Между тем - разве знают, что на самом деле происходит? Говорят о…

  • Три мудреца

    Три мудреца, как это у них водится, что-то ощупывали. - У этого есть такой длинный, тонкий, похожий на змею, с утолщением на конце, - сказал первый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Воспоминание

    есть у меня. Оно относится к очень далеким временам, ко времени войны. Как у меня такое воспоминание может быть? Нетрудно ответить. У меня мама 28го…

  • Большая игра

    Все чуть что начинают говорить про геополитику. Прямо политинформация непрерывная. Между тем - разве знают, что на самом деле происходит? Говорят о…

  • Три мудреца

    Три мудреца, как это у них водится, что-то ощупывали. - У этого есть такой длинный, тонкий, похожий на змею, с утолщением на конце, - сказал первый…