Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Брак, проституция и национальная культура

Кажется, легче всего изложить эту мысль через пример. В самом начале 20 века появилось течение "новой этики". Люди хотели переустроить общественную жизнь по поводу двух институтов - брака и проституции. Они, конечно, противопоставлены и как бы враги друг другу, но была высказана идея - принятые формы брака обуславливают существование проституции. Брак изжил себя, это омерзительная насильственная форма социальной жизни, надо его уничтожить - и вместе с ним погибнет и такое гадкое дело, как проституция. Воцарятся свобода и радость в отношениях полов.

Так было задумано. Идеи оказались востребованы, множество людей этим озаботилось, и всяческим образом поставленный "половой вопрос" вошел в политические программы. Многие не только болтали, но и организовывали ряд социальных практик по этому поводу.

Прошло сто лет. Сексуальая революция состоялась, еще раз состоялась, и аж заколосилась. Однако брак существует - здорово изменившийся, многое потерявший, но - уж конечно - он есть. О проституции - даже смешно говорить. Есть, и еще как есть. Собственно, эти "враждующие" полюса раздвинулись, и между ними образовалось много новых форм всякчкого сожительства, признаваемого более или менее легальным и "приличным".

С одной стороны - вроде победили. с другой - "враждебные" институты ничуть не потрсены. А в чем был основной эффект? Кажется, можно сказать так: в результате этих игр женщины пошли работать. Сначала получили возможность, потом это стало (во многом) необходимостью. Женщина теперь (может) сама кормить себя и ребенка - даже если замужем (масса пар, где муж тратит заработок на себя, а жена кормит себя, мужа и ребенка). Очень сильные изменения в социуме - и по поводу структуры работающих, и по поводу конкуренции, и расширение всяческих "общих прав" (избирательные и т.п.), в структуре образования, культуры... Масса следствий. Но не тех, что ждали. Ах да, чтоб не забыть - это называется "освобождение женщины".

Как ни смешно, но я не о браке и даже не о проституции. Я вот подумал - много чего сейчас схватилось попарно. Враги - не разлей вода. Просто наугад - вот глобализация и национальные культуры. То в виде массового против уникального/элитного, то в виде общего против чьего-то особенного, общий язык и нормы жизни - против глубины и своего цвета. Сейчас они дерутся, и при этом можно видеть, что враги-то они враги, но одна сторона зависит от другой. Если одного из противников не станет, другой тоже не будет существовать. Так что - как раз: есть устройство общества, в котором вот эта вот не во всем хорошая вещь дерется вон с той, тоже, пожалуй, поганой.

И я подумал: а что же будет эффектом-то? Что получится?
Tags: philosophy2, sociology3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments