Итог: "спустя два десятилетия модернизации выясняется, что расширение системы высшего образования достигается ценой его качества, и упрощение управления им - ценой утраты университетской автономии". Гхм. К вопросу о невозможности прогнозов: мне бы было не надо два десятилетия... Этакие выводы можно дать сразу на проект модернизации, причем без проверки - это прямые следствия.
История американского образования. Отличие: частная. Специфическое изменение английской модели, элитарная модель - в массовое общество, очень быстро растущее и коммерциализованное. Принципы: суверенитет вуза и свобода обучающихся в выборе предметов.
Континентальная модель - сочетание немецкого и французского типов. нидерланды: типичные черты всей континентальной системы: иерархичность, связь школ и вузов, рання профессионализация. Общая тенденция развития континентальной модели - автономизация образования. Тенденция модели Великобритании - огосударствление. Исходно - наоборот. так что они с противоположными векторами развития, но становятся более сходными. Американская модель - от английского корня, но с другим вектором, не огосударствляется. Про Нидерланды - автор считает. что у них даже успешнее. чем в Британии, основа крепкая, но по мере либерализации и коммерциализации идут следствия - разрыв связей со школой, падение стабильности. общественные функции - дети иммигрантов - полетели... Экономика на взлете - социальная функция в упадке.
Пример Швейцарии: срощенность системы школа - вуз (специализация в 12 лет, определяющая дальнейшее образование - и работу). Даже мигранты 2-3 поколения не могут встроиться... социальная напряженность из-за неравенства - но пока сделать ничего нельзя.
Пример Японии: иерархичность образования. Иерархия вузов, во многом неформальная - по закону вроде можно из колледжа такого-то на третий курс университета, а фактически - нельзя. Среди полноправных университетов - своя жесткая иерархия. Очень высока доля частных. Уровень бакалавриата сравнительно низкий. лучшие ресурсы - на преподавании в магистратурах. То есть - выжимание способностей, резкий взлет специализации на последнем этапе образования. Бакалавриат ориентирован на поточный выпуск рабочего класса. Это - сокращение разрыва между стандартным менеджером и квалифицированным рабочим, смазывание границы белых и синих воротничков - что только усиливает специализацию в магистратуре, для "настоящих белых". Рабочих потом доучивали в спец. институтах в фирмах - при пожизненной-то занятости. Сейчас - условия меняются, фирмы недовольны низким уровнем образования. Опять разрыв в линейке университетов - ценятся те, у кого есть отделения последипломного обучения.
Очень этатистская система. профессор - транслятор знаний, нужных государству. а не искатель истины. Образование под тотальным контролем правительства. Полная подотчетность, контракты. совместные работы и пр. - через контроль правительства. официально университеты не могли напрямую сотрудничать с фирмами. преподаватели не могли давать консультаций без согласования и т.п. Технологический скачок Японии - результат не университетский, это сделано в частных и государственных НИИ. Реформы 90-х годов - именно по этому поводу, Минобраз дал больше свободы университетам и их сотрудникам. Прототип модели "нового" государственного университета - модель экономической корпорации. Чтобы повысить автономность университетов без риска разрушить социализацию.
Вывод автора: хотя векторы разных систем на сближение, исходные позиции и условия столь различны, что нельзя говорить. что образование разных стран становится все более похожим. Всякие разговоры об унификации, Болонском процессе как стандарте и пр. - мифы. Всё много сложнее: университеты усложняются, усложняется и их место в обществе, они приобретают дополнительные черты - это не стандарт.