"По мнению Короны (1987), Гете принес в биологию морфологический подход из лингвистики. Собственно, логика Гете такова: когда мы не знаем значение того или иного неизвестного слова мы обращаемся к носителю данного языка для того, чтобы он помог нам с переводом слова на наш язык. Этот метод работает в лингвистике, но совершенно не эффективен в биологии - кто нам расскажет, как устроено растение? Растения для Гете - слова незнакомого языка, в которых требуется выделить составляющие их части - морфологические элементы.
суммируя содержание морфологической концепции Гете, можно сказать, что она базируется на представлениях о растении как "слове" иностранного языка, смысл" которого еще тоько предстоит установить. Органы растения подобны морфологическим элементам слова, поэтому для выделения реальных. а не кажущихся границ морфологически элементов следует изучать их превращения...
Подобно тому, как превращения... невидимых химических элементов порождают бесконечное разнообразие минералов, так метаморфозы листа порождают все органы растени и все разнообразие форм. Переводя эти представления на современный язык, можно сказать, что Гете предлагал выделять инвариантную структуру объекта исследования, вариантами воплощения которой служат те или иные части растительного организма (Корона, 2001).
В морфологической концепции Линнея В.В.Корона увидел вариант структурного анализа. Выражаясь современным языком, Линней пытался выявить перцептивную (визуально воспринимаемую) структуру объекта. Перцептивная структура - это набор признаков, по которым мы отличаем один объект от другого. В психологии эти признаки называют гештальт-качествами. Они передаются не всеми имеющимися признаками объекта, а только некоторыми, но какими - неизвестно. ...Для распознавания образа используются одни признаки, а для его описания - другие.
Проблему выбора наиболее значимых для распознавания признаков и пытался решить Линней... Решение поставленной задачи достигалось в два этапа. На первом объект очищался от "лишних" признаков. В их число вошли цвет, вкус, запах растения и все исторические, этимологические, геральдические т.п. сведения о нем. В результате остался один только черно-белый зрительный образ, напоминающий геометрическую схему. Затем на втором этапе в полученной схеме предлагалось выделить наиболее существенную часть...
Применение данного способа описания позволяло представить визуальный образ ...в виде набора однозначно понимаемых признаков...
Другой поворот сюжета Гете-Линней открывается при анализе их исследовательских посылок. Здесь Гете идет гораздо дальше своего коллеги. Он понял, что для того, чтобы понять, как устроено растение, надо смотреть на мир "с его точки зрения"
...Суммируя, можно сказать, что для Гете важно, как мы подходим к объекту, а Линней учит нас, что следует в нем исследовать (измерять)"
Вот такой вот перевод на современный язык.