Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Индекс креативности

Р. Флорида, Креативный класс, 2005.

Изобрел методики, измеряющие индекс креативности региона, страны, города. Россия, по его мнению, занимает 2-е место в мире по числу креативных людей (как я понимаю - считал число работающих в той или иной сфере). 16 млн. По проценту к всему населению - 16-е место. Если учитывать другие показатели - развитости технологий и т.п., то по обобщенному индексу Россия попадает на 25-е место. Индексы американски просты - число креативных - это число людей (абсолютное) со степенью бакалавра. Процент - ну, ясно. А "другие показатели" - это число патентов на душу населения, технологический индекс и индекс разнообразия экономики.

Технологический тоже считается легко - доля в экономике города/региона производств по информатике, электронике (хард...), биомедицине. Всего 3-4 самых развивающихся отрасли - по отношению к общему весу предприятий района.

Мысль, которой посвящена книга, довольно проста. Прежде, давно, экономический рост обеспечивался индустрией - и гарантией были промышленные города, корпорации, высокая доля рабочего класса, раскол - более бедные рабочие слои и слои корпоративных управляющих. Иерархия, сомкнутые, плотные круги общения, всякий знает свое место.

Это безнадежно устарело - сейчас эти города теряют в экномическом рейтинге и молодежь из них уезжает. Лидеры 80-90-х - типа Силиконовой долины, технократические гиганты, крупные фирмы новой волны. еще недавно это был самый писк - ныне теряют в рейтинге. Сейчас - уже новый этап. Главное - креативность. создание все новых и новых вариаций, этим держится экономика. Нужны творческие люди. У них свои привычки и образ жизни. И теперь не люди приезжают в города, где есть места работы, даваемые корпорациями - нет, корпорации приезжают в места, которые облюбовали креативщики. Городам надо меняться - вслед за корпорациями идут деньги. и кто их хочет - должен создать инфраструктуру и стиль жизни, которые нравятся креативному классу.

А что ему нравится? Прежде всего - сочетание спокойствия и открытости. По этому поводу ахтунг: лучше всего технологический рейтинг замеряется по косвенному признаку - количеству геев. Автор старательно оговаривается - он всё еще не уверен, что геи креативнее, хотя есть у него и такие факты, их доля среди соотв. профессий выше средней. Но главное не это. Его мысль: те районы, куда охотно едут геи - там нет замкнутой социальной среды, плотной, там открытое и безопасное место с низким входным барьером - значит, и креативным спецам там будет комфортно. Кратко6 геи - современные канарейки толерантности, как когда-то - евреи. Если уж геям там хорошо - всем особенным, странным и удивительным креативщикам тоже будет заведомо хорошо.

Другие требования: разнообразная культура (чтобы разным криейторам шла разная субультура). не типовая застройка, не стадионы универсамы - нет, маленькие улочки, много кафе. ночная жизнь. при этом - с возможностью безалкогольного проведения времени. много музыки, художественная жизнь - труппы, опстановки. маленькие музыкальные номера и т.п. И безопасность, безопасность.

Мир слабых социальных связей. Новым креативщикам не нравятся плотные социальные среды. Типа, шесть лет здесь живу - ив се еще косятся: не свой. Нет, не нужны компании соседей, давних коллег и родственников. Связи полуанонимные, слабые, не напрягающие. То есть социум не просто атомизируется - как бы сам собой - он выбирается такой, с этим самым "ординочеством". Криэйторы - люди обычно молодые, если надо - пару и компанию на ночь найдут, а обязательных связей - не надо. Креативщикам не хватает времени, ненормированный день - должны получать услуги когда им удобно, хоть в три ночи, хоть в 10 утра. И бе напряга, близко к работе.

Рабочий класс очень сильно потерял в Штатах в проценте. Его сменял обслуживающий класс - та самая сфера услуг, о которой много говорили классики современной социологии. Это сейчас самый многочисленный класс - но он уже уступает. регионы с повышенным его процентом - типа Лас-Вегас - не лидируют в экномической гонке. Вперед выходит креативный класс - его около четверти населения. Это програмимисты. архитекторы, аспиранты и профессора, преподаватели, ученые, инженеры, дизайнеры, рекламщики, ди-джеи, журналисты и т.п. Это - ядро креативщиков. К ним примыкает охвостье - управленцы, всякие околобизнесовые люди, знатоки финансов, адвокаты, врачи, крупные менеджеры. А обслуга - это всякие помельче и без творчества в профессиональной деятельности.

Книга очень восторженная - смотрите, города снова стали наполняться людьми. которые в 80-е из них уезжали, приходят молодые и творческие, они такие хорошие - любят спокойствие, терпимость, заводные, музыкальные, культурные, свободные, там много рас и этносов, там геи и лесбиянки, там деньги, деньги, новые деньги, там новые изобретения - прогресс.

Чего автор не говорит - что штука очень недолгая. Города растут на беспрецедентном наплыве эмигрантов в 90-е - а он уже кончился. Эта самая культура творцом, им выцепленная - явным образом молодежная. Сейчас оно так - но уже лет через 10-15 обязательно изменится. Общество слабых связей тоже не безгрешно. Автор уверенно указывает на грехи плотного общества - и в самом деле, замкнутое, инерционное, молодым дорога прикрыта, роли арспределены, инноваций меньше, нетерпимое местами и т.п. Это верно. Но и общество со слабыми связями. работающее ночь напролет. с отсроченными женитьбами (средний возраст браков увеличился на 5 лет для обоих полов), ростом числа безбрачных и бездетных, с повышенным процентом однополых пар, с острой нехваткой времени, с серьезными проблемами по поводу стресса, одиночества - это тоже не без проблем. Сидеть ночами легко в 20-25, потом уже не так удобно, а образ жизни требует именно этого. И отсутствие друзей радует свободой лишь временно. Но, впрочем, далее понятно. У всех приманок есть свои капканчики.

И - новый раскол. Отрицательные корреляции между долей рабочего класса или обслуживающего - и процентом креативщиков. У этих высокие заработки, иной образ жизни, и сомкнутые батареи связей прежних классов слишком натужны и плотны для них. Они стараются жить отдельно, отличаясь и доходом, и образом жизни. И хотят поставить заборчики - нет, они открыты для всего самого нового, необычного и нестандартного, если это никак не напрягает и никак не касается, не усиливает слабые связи. А вот от плотных команд они хотели бы отгородиться - потому и уезжают из старых университетских центров, где масса крупных корпораций, на работу надо ходить в костюме и над тобой стоит шеф... Скучно. Автор на их стороне - отчего нет? - и его главный аргумент6 они приносят деньги. Надо принять эту новую культуру, говорит Фортуна - за ней технологии, деньги, будущее.

Если деньги пойдут иными путями - останется еще один падающий в численности стареющий класс, за новыми заборами. Но это будет завтра - и мы подумаем об этом завтра.
Tags: books2, sociology3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments