Внимание привлекает 1 и 3, а второй аспект - скрывается. Связано с методологическим индивидуализмом - 1 и 3-е можно рассматривать как деятельность индивидов-акторов. Кроме того, кажется математизируемым - индивидов много, их можно считать - их мнения, действия. Прикладывается статистика и получается математический результат. Дальше с ним делать, в общем, обычно нечего - он почти бессмыслен, но народ играет в разные игрушки по этому поводу. А второй аспект - требует сравнительного подхода, описания и наблюдения. Математику там приложить трудно. Потому развиваются от второго аспекта только самые скучные вещи - вроде основанного на эффективности конструирования фирм... В результате общество оказывается "непрозрачным" объектом, не вызывающим интереса. Это вообще свойство дурно примененной математики - она исключает ясность понимания. Сейчас продвинуться к пониманию общества можно только через теорию институтов - продвинувшись там, можно будет лучше понять данные других подходов и "сомкнуть фронт". Однако - нет. Методологический индивидуализм (который - будучи, опять же, дурно понятым, есть не более чем предрассудок, ничуть не лучше "на всё воля Божья" и "так учит марксистско-ленинская мысль") и математизация слишком сильно въелись - не пропускают.
Общество как система институтов
Внимание привлекает 1 и 3, а второй аспект - скрывается. Связано с методологическим индивидуализмом - 1 и 3-е можно рассматривать как деятельность индивидов-акторов. Кроме того, кажется математизируемым - индивидов много, их можно считать - их мнения, действия. Прикладывается статистика и получается математический результат. Дальше с ним делать, в общем, обычно нечего - он почти бессмыслен, но народ играет в разные игрушки по этому поводу. А второй аспект - требует сравнительного подхода, описания и наблюдения. Математику там приложить трудно. Потому развиваются от второго аспекта только самые скучные вещи - вроде основанного на эффективности конструирования фирм... В результате общество оказывается "непрозрачным" объектом, не вызывающим интереса. Это вообще свойство дурно примененной математики - она исключает ясность понимания. Сейчас продвинуться к пониманию общества можно только через теорию институтов - продвинувшись там, можно будет лучше понять данные других подходов и "сомкнуть фронт". Однако - нет. Методологический индивидуализм (который - будучи, опять же, дурно понятым, есть не более чем предрассудок, ничуть не лучше "на всё воля Божья" и "так учит марксистско-ленинская мысль") и математизация слишком сильно въелись - не пропускают.
-
Смерть и космос. Поставленный предел - проблема чёрного
Это по поводу книги Э. Веркина "Сорока на виселице". Веркин известен как детский писатель. А эта книга - твердая НФ... Фентэзи там нет. Твердости…
-
Где они прячутся?
Вопрос мой трудно перевести, но легко понять. Был такой русский советский философ, Алексей Лосев, в монашестве Андроник. Он вышел из серебряного…
-
Утраченное русское двоемыслие
Есть мнение: для русского языка является характерным диглоссия и двуязычие https://ivanov-p.livejournal.com/378675.html . Взаимодействие…
- Post a new comment
- 17 comments
- Post a new comment
- 17 comments
-
Смерть и космос. Поставленный предел - проблема чёрного
Это по поводу книги Э. Веркина "Сорока на виселице". Веркин известен как детский писатель. А эта книга - твердая НФ... Фентэзи там нет. Твердости…
-
Где они прячутся?
Вопрос мой трудно перевести, но легко понять. Был такой русский советский философ, Алексей Лосев, в монашестве Андроник. Он вышел из серебряного…
-
Утраченное русское двоемыслие
Есть мнение: для русского языка является характерным диглоссия и двуязычие https://ivanov-p.livejournal.com/378675.html . Взаимодействие…