...разговор с о. Г. граббе. "Чистое православие" для него - это, прежде всего, исключительно быт. Никакой мысли, никакой проблематики или хотя бы способности ее понять у него нет; есть, напротив, органическое оталкивание от нее... Между тем весь теперешний кризис христианства в том и состоит, что рухнул "быт", с которым оно связало себя и которому, в сущности. себя подчинило, хотя и окрасило его в христианские тона. ... Парадоксальным образом апокалиптический надрыв рождается именно из "бытовиков", как реакция на гибель быта, органической жизни, обычаев, уклада."
"Исторически Православие всегда было не столько Церковью, сколько "православным миром", своеобразной православной "икумени". Такой православной "икумени" оно оставалось и тогда, когда распалось на множество национальных, этнических миров. Сузился духовный горизонт.... Всякая перемена ситуации, то есть сама история, вызывала и вызывает у православных рефлексию предельно негативную, состоящую, в сущности, в отрицании перемены... Но это совсем не верность вере или, скажем, догматам... Догматами, "содержанием веры" православный мир перестал жить и интересоваться давно. Это именно отрицание перемены как категории жизни. ... Уход и отрицание, но никогда не понимание. ... Первым симптомом кризиса нужно признать глубокую шизофрению, постепенно вошедшую в православную психику: жизнь в нереальном, несуществующем мире... Вместо того, чтобы понять "перемены" и потому справиться с ними, Православие оказалось попросту раздавленным ими."
"Православие пронизано комплексом самоутверждения, гипертрофией какого-то внутреннего "триумфализма", Признать ошибки - это значит разрушить основы "истинной веры". ...Главная же трудность здесь в том, что трагизм и падение ...гнездится в тех явлениях, в которые принято верить... как именно в саму сущность Православия... Это. во-первых, какое-то "бабье" благочестие, пропитанное "умилением" и "суеверием" и потому абсолютно непромокаемое никакой культуре. ... Тут все слова "жижеют", наполняются какой-то водою, перестают что-либо обозначать. Это "благочестие" и есть то, что вернуло христианству "языческое" измерение, растворило в религиозной чувственности.... Это. во-вторых, гностический уклон самой веры... (западный интеллектуализм). ... В четвертых, сдача Православия - национализму"
"Идя сегодня утром на станцию, играл с мыслью написать книгу - "Письма о религии", что значит, конечно, о торжествующей кругом, для меня все более невыносимой псевдорелигии". Вся эта восторженная и пустозвонная возня с "духовностью", "умным деланием", "православием", "паламизмом", вся игра в религию, начиная с самого богословия, - настпуает момент, когда всё это просто давит унынием... Христа отвергла и распяла именно "религия", которая есть единственный настоящий грех, единственное настоящее зло - "отец ващш дьявол"
"Мучительный осадок от этого бесконечного копания в грязи, невозможности из нее выбраться. Но главное в этом осадке - это все более пугающая меня двусмысленность той "любви к Церкви" и к "Православию", что приводит всех этих людей в семинарию. Мы действительно любим разные религии, или, вернее, они любят в Православии квинтэссенцию... именно - религии, то есть обряда, типикона, священности во всех ее проявлениях. Тогда как я с годами именно в "религии" вижу главную опасность для веры. Вера в Бога и в Христа - с одной стороны, "в религию" - с другой: совершенно разные опыты; поэтому современное "возвращение к религии" так пугает меня..."
"Всегда то же самое: я люблю Православие, я не люблю, не могу любить Православной Церкви, торжествующих в ней номинализма, инерции. триумфализма, властолюбия, обожествления прошлого, псевдодуховности и бабьего благочестия"
о. Александр Шмеман, Дневники
--------
Конечно, только мнение одного человека. Однако - как о том, какова наука, всерьез имеют право высказываться только те, кто внутри - так и о том, что происходит с религией, имеет смысл слушать тех, кто знает её изнутри.