Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Два поколения советской интеллигенции: шестидесятники и восьмидесятники

А.В. Соколов, статья в "Мир России", 3, 2007

Пересказ: Определение интеллигентности: интегральное качество личности, включающее на уровне, соответствующем определенному поколению интеллигенции, образованность, креативность, этическое самоопределение (этос). Итак, три критерия: образованность, креативность, этичность.

Последнее отличает интеллигента от интеллектуала. Интеллектуал вместо альтруизма - эгоизм, вместо толерантности - интолерантность, цель оправдывает средства, вместо благоговения перед культурой - потребительское к ней отношение. Далее разработка идеальных типов: интеллигент-гуманист и интеллектуал-циник. Среди альтруистов (интеллигентов) выделяет три типа: квазигуманист (насилие ради цели), скептик (высокообразованный вольномыслящий альтруист), нигилист. Типы эгоиста (интеллектуала): деспот (идеология для личной власти), сноб (отвергает насилие, уважителен к культуре) и конформист.

Различает демографическое и культурное поколение, поколение массовое и групповое (отд. соц. группа).

Шестидесятники: рождения 1926-1945 гг. Личностное формирование - 1956-1968 (ХХ съезд - пражская весна). Зделость - 70-80-е годы. Энтузиасты образования. Часто из рабочих семей, из низов в интеллигенцию. Целеустремленность, гражданская и идеологическая выдержанность. Простоватые ребята. Самодовольны, - уверены, что они правы. Коллективисты. Патриотизм, вера в социализм. Бескорыстие.

Суть шестидесятничества - пробуждение духа русской интеллигенции в этом поколении (то есть предыд. поколение интеллигенции зарыли - теперь прорастает сквозь асфальт заново). Альтруизм, озабоченность будущим народа. Диссиденты - вышли из "простых советских людей", чтоб еще лучше. Вера в справедливостью Первые проявления индивидуального разума. С 1968 - широкое движение диссидентства.

Мифология шестидесятников. Спорит с мыслью о "двойном сознании". Преувеличено. Это было у верхушек пишущей братии. но не у миллионов простых советских интеллигентов. Которые Булгакова читали... Перестройка - гибель и лебединая песнь шестидесятников. Благие намерения кухонных разговоров обратились в утопические программы. Горбачев... То же поколение. Кончилось всё в 1991 г.

Восьмидесятники. Самое образованное поколение советской интеллигенции. Во многом уже во втором поколении - в большинстве дети служащих. Ссылки на С. Волкова. Очень растет численность, но мизерные зарплаты. Ранжирование зарплаты - 1 ранг - строительные рабочие, инженеры-ученые - ранги 4-6, медики - 16-й, работники искусства - 15-й. Молодость восьмидесятников - наблюдали за перестройкой. Основное для них - культурная травма (термин П. Штомпки). Перемены в совр. общ-ве приводят к девальвации накопленного жизненного капитала - знаний и ценностей. Утрата идентичности. Начали с социализма. Пришли к либерализму. И это тоже сломалось травмой дикого капитализма. Изверились, одичали. озлились. Срди них есть оптмимисты - кому удалось разбогатеть.

Восьмидесятники раскалолись на три элиты и массы. Экономическая элита - ну там Абрамович... и др. примеры. Политическая элита - все эти Шахрай-Бурбулис, Старовойтова-Гайдар, Чубайс-Глазьев и др.-пр. Интеллектно-этическая элита - нету. Зияет вакантностью. И автор говорит: этические идеалы этого интеллигентского поколения остались в массе простых врачей-учителей, обнищавших ученых, а элиты нету по этому поводу. Ну, кроме понятного дела - миллионеры Пугачева, Акунин, Донцова, Маринина, Галкин... Приняли культуру постмодерна.

Суть восьмидесятников: дегуманизация и этический вакуум, ирония как форма вмировосприятия, утилитаризм как принцип жизнедеятельности. (для шестидесятников: бескорыстный альтруизм, забота об общественном благополучии, презрение к пошлости и насилию, благоговение перед культурой). Дальше длинное рассуждение об иронии - мол, бывает злая и снижающая, а бывает добрый юмор, он на пользу.

Три поколенич советских интелелктуалов: героическое поколение (деды) - господство серьезного социалистического реализма (изредка юмор); шестидесятники (отцы) - размывание норма соцреализма, возрождение эстетики модернизма, юмор с вкраплением злой иронии; восьмидесятники - господство постмодернизма и пессимистической иронии. Потом ругает утилитаризм. Мир как средство...

Вот такой вот обзор
Tags: books3, sociology3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments