Но та же мера имела смысл и по отношению к нестарообрядцам - преследовала ту цель, что люди привыкали хоть что-то делать регулярно по приказу государства, хоть раз в год.
То есть жесткость российского абсолютизма надо б соразмерять с его возможностями реально контролировать жизнь подданных. Многие подданные этого государства и не касались вовсе - и государство из кожи лезло, пытаясь подданных приучить себя замечать и иметь регулярность хоть в каком деле. Искусственную регулярность, не с посевной связанную.
Лавров спорит, что политика Петра может описываться как "Просвещение". Практика преследований за колдовство стала много суровее именно с Петра. Законодательство о колдовстве предполагает инквизиционный процесс - т.к. обстоятельства выясняет следствие, вводится понятие договора с сатаной.
По мнению Лаврова, церковь "доставала" до много большего числа подданных, чем государство. Поэтому роль дисциплинирующего воздействия - на ней. Сверхзадача: дисциплинировать, внедрить регулярность по казенной надобности. Так что петровы реформы - не просвещение, а нормальная для абсолютистского государства практика социального дисциплинирования.