Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Разговор о религиозном мировоззрении

http://ivanov-petrov.livejournal.com/739066.html?thread=27360506#t27360506

flying_bear
Дневники не читал, но читал кое-какие книжки и статьи. Давно. Почти ничего не осталось. Но Вы сейчас выкладываете цитаты, ощущение восстанавливается. И оно очень странное. Все понятно, его стремление от внешней показной религиозности вглубь... Но почему оно тоже оставляет стойкое ощущение какой-то поверхностности? Точнее, мыслей "не о том"?

(Разумеется, это не осуждение - кто я такой, чтобы, и т.д., да и вообще - нельзя). Просто мне интересно: у Вас такое же ощущение? Нет?

ivanov_petrov
Да, есть такое. Оставляя в стороне оговорки о "кто я такой" и пр. - чтобы высказать именно своё мнение... Не о Шмемане собственно. О нем - как возможное и частичное объяснение... Христианство и православие давно перестали быть существенной характеристикой человека. Большинство православных (как и христиан иных конфессий) - обычнейшие материалисты, в том числе те, что пишут богословские тексты и что-то там проповедуют. Не по словам материалисты - по способу мысли. душевному настрою, ценностям и т.п. Ну и прочие современные вещи - математический символизм и др. У мысли сейчас нет иных путей - по крайней мере широких и общеизвестных. В этом смысле никакого религиозного мировоззрения не существует - в смысле рациональном. Это как если бы материалисты спорили меж собой о каком-то событии - ты, мол, тогда вот это сделал! - нет, не было этого! - не более чем такой пустой спор. А в плане рациональном пейзаж достаточно понятен. И Шмеман - нормальный хороший человек. Принять господствующие течения мысли ему не позволяет честность (когда он видит противоречия с православием), а отступать - рационально - некуда. Семья, богослужение, природа... Внемысленные вещи: душе, мол, хорошо... А так - обычный рационализм конца 19 века. достаточно беспомощный - не потому, что Шмеман "глуп" (совершенно ничуть) - просто сам этот рационализм больше не выдерживает современной наличности. И потому обречен быть поверхностным - прятаться. чего-то специально не замечать, быть специально наивным, прикрывая этот страх и наивность принадлежностью к конфессии. Собственно, честность Шмемана в том и состоит, что в личных дневниках эти вещи видно - они, в общем, в явную прописаны.
Tags: religio2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments