Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Г.А. Гольц. Культура и экономика России за три века. 2002

Издан первый том (ок.500 страниц) трехтомного исследования. Такой "системный" подход к социуму - впрочем, автор предпочитает вместо устар. "системный" говорить - исторический социо-синергетический. Мне это выговаривать долго... Автор - транспортник, потому транспорт - суперсистема социума, в которой проявляются основные тенденции развития общества и т.п. Основные примеры - из развития транспорта в России. На мой вкус, в книге много любопытных мест, но все же непропорционально объему. Многое из "выводов и результатов", что автор полагает доказанным - на деле лишь провозглашено, стоит на неясных основаниях. Такое чувство, что книга опоздала - ей бы в 89 году появиться хотя бы...


Основной метод, предлагаемый автором, прост. Надо взять компьютеры и запихать в них всю-всю инфу обо всем-всем. В количественном или приведенном к количественному виде. А потом автоматически построить по всему хронологические ряды. Получится такая огромная-преогромная статистика всего. А потом автоматически посчитать корреляции. Получатся такие множественные сцепленные факторы. Вот тут-то мы и получим на выходе кучу нового знания. Потому что сейчас никто же не знает, что делается в других областях, а тут все и узнают. Пикантно звучит, что - по мнению автора - таким путем мы обретем некие "древние знания". Намекается на некое знание мистическое и "надсознательное". Прогресс от такого аж попрет совершенно невменяемо - года в 2-3 Россия вырвется вперед. Тут, правда, автор говорит, что ведь военные же используют... И сразу учудят войну. Так что выход только в объединении человечества, что, конечно, на благо всем и потому выхода нет - либо убьем себя, либо все вместе будем получать новое знание.

Ну, разумеется, это шарж. Книга серьезная, и такие фантазии занимают в ней сравнительно небольшой объем. Прочий объем занимают иные фантазии. Тут сердиться не надо - над кем смеюсь, над собой смеюсь. Там у Гольца выявляются социоисторические циклы, множество интересной цифири, в приложениях - таблицы сбора зерновых за три века по годам,так же подробно - число городского и сельского населения, число грамотных и индекс реальной урбанизации... Разные занятные соображения о транспорте - как мы не использовали потенциал железных дорог, потому как в европах отношение автодорог к жд - в 7 раз больше, а у нас - чуть не в три раза меньше, так что к дороге той железной и не подъедешь, и каналы зря рыли - медленный транспорт, и всякой экономгеографии понапихано. Как мы не готовы к автомобилизации - города рассчитаны на 180 машин на 1000 населения, а сейчас к 340 подбирается, и дорог у нас нет, и что же делать - а надо делать. И к каждой главе - как нам выйти из нашего положения - хотя меры обычно только на словах простые. Ну там... полная госмонополия на продажу вина-водки, искоренение всего рэкета (подъем валового дохода на 30%, Гольц посчитал) и еще такое же. Это у него по разряду простых и легко достижимых мер проходит. Сложные - сложнее.

Для иллюстрации - несколько цитат

"Парадоксальным, на первый взгляд, является то обстоятельство, что основополагающие, фундаментальные проблемы социально-экономического развития России лежат не в чисто экономической сфере, а в области культуры, демографии и резких региональных различиях во всех сферах деятельности...

Особый российский менталитет постоянно отторгает любые модернизации, направленные на крупные социальные и культурные сдвиги... В основе российского менталитета находятся природно-географические, особенно климатические, территориальные и религиозные условия, представляющие сплав архаического язычества и ортодоксального христианства...

Демографическое состояние страны, однозначно характеризуемое сейчас вымиранием населения, является отражением... воспроизводственных способностей населения на социальные, экономические, культурные, экологические, политические процессы. ... Демографический кризис в России начался не сейчас. а в середине 60-х годов... обязан своим происхождением наложению двух негативных процессов - алкоголизации и резкого ухудшения природной среды. (дальше о том. что производством вооружений для ВПК загнали экологию - вот и народ мрет).... В итоге имеем то, что имеем - мужчина как биологический и трудовой производитель стал не тот, да и жить он стал в среднем на 10 лет меньше... Добавим. что существуют и общепланетарные процессы отрицательного изменения экологического фона, информационного давления на психику людей, генетического угнетения...

Приступая к эмпирическим разысканиям. автор еще в начале 60-х годов придерживался мнения, что в основе любых общественных закономерностей стоит человек и его культура, а экономические и технико-технологические процессы являются следствиями, хотя и трудно обнаруживаемыми, фундаментальных законов социально-культурного, социально0-психологического и социально-биологического характера... Любая технология... является на уровне законов следствем более мощных, всеобъемлющих законов человеческой природы. Особенно ясно это видно на примере социально-пространственных, социально-транспортных закономерностей, которым автор посвятил большую часть творческой жизни. Константа пространственной самоорганизации населения, временной изоморфизм территориальной организации оказались нгепривычно, для традиционных социологов и экономистов, связаны с закономерностями и константами суточного, недельного, сезонного ритмов жизнедеятельности..."
Tags: books4, economics2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments