Есть две крайние области, где образование выглядит несколько иначе. Это математика и военное дело. В том и другом случае сутью образования является решение задач. Потребление "информации" служебно - это личное дело решателя, и если ему для решения нужны какие-то сведения, он зароется в книги, но тут мотив - не поглощение книг, а нахождение того, что нужно для решения задачи.
С появлением онлайновых многопользовательских игр вся шкала между совсем абстрактными и крайне практическими предметами может быть переведена в порядок игры. Мотивом является успех, выигрыш - то самое удовольствие от игры, которое за деньги не купишь. Роль учителя сводится к работе "военным советником", у которого можно запросить подсказку. Педагогические разработки становятся сценарными. Организационно-деятельностные практики переходят в онлайн. Возможно совместить общее и специальное образование. Отражением специализации будет являться выбор игры - ориентированной на тот или иной тип деятельности. грубо говоря, можно строить дома и города, можно воевать, можно людей лечить. Общее образование - в том, что для успешного выполнения этих функций учащийся игрок сам вынужден осваивать весьма общие умения. Например, освоение полного курса медицинского образования крайне способствует выигрышу в игре, где баллы начисляются за количество излеченных.
С появлением интернета человечество стоит на пороге большого прыжка, сравнимого с тем, что был совершен в начале нового времени. Тогда Европа прыгнула, обогнав на столетия остальной мир. Сейчас прыгнут интернетизованные страны. В области образования прыжок Европы обеспечен - в XVII веке - предметно-урочной системой образования, введенной Яном Амосом Коменским. Эта технология образования забросила Европу в будущее. Игровое интернет-образование даст подобный эффект.
Дело - за сценариями и сценаристами. Нынешние игры - жалкое подобие того, что появится уже через 10 лет. Эффект присутствия будет, несомненно, увеличен, степень реалистичности (и фантастичности) возрастет на порядки. Нынешние "стратегические" задачи игр - просто средневековье по сравнение с тем, что будет достигнуто на базе соединения опыта педагогов и психологов с наработками computer science. Разумеется, будут использованы уже очень хорошо осознанные манипулятивные техники - причем многоуровневые. Раскрытие учащимся манипуляций и сценарных разработок определенного уровня будет переводить его на следующий уровень "правды" - к следующему слою предметов и учебных курсов... то есть игровых задач.
Исчезнет проблема оторванности образования от жизни, необходимость переучивать учащихся "на работе", разделение между "временем в школе" и "отдыхом". Исчезнет грань между "понарошным" обучением и "настоящей" социализацией. Навыки социального взаимодействия, разрешения психологических конфликтов и получения знаний будут совмещены в одном виде деятельности, при этом безумно увлекательном и почти наркотическом. То, что раньше было достоянием особо любящих учиться, составляло романтику студенческих лет, дружеские компании и благоговение перед знаменитыми учителями - все вольется в единую массовую практику и станет нормой эмоций относительно учебного процесса. Дух университетского товарищества, совместной игры в обучение станет постоянным фоном всей жизни.
Непрерывность игротехник разрушит искусственные грани между дошкольниками, школой, высшим образованием и поствузовским образованием в непрерывное обучение, неотделенное от работы, отдыха и жизни. Ускорение технического прогресса, возрастающая скорость переквалификации ученых и рост сложности производственных задач будут решаться не как отдельные проблемы, а в рамках общего игровой сценирования деятельности. Мотивы обучения будут интериоризованы - обучение будет доставлять острое до болезненности удовольствие, к которому будет стремиться в первую очередь учащийся, так что задачей окружающих и близких станет скорее оттаскивание пятилеток от вузовских учебников математики.
Вместо экзаменов, заимствованных Европой из Китая, появится Большая игра. Смотреть ее будет величайшим удовольствием, сравнимым только с кайфом от участия. Прохождение маршрута игры лучшими учениками будет становиться демонстрационным материалом для все новых поколений играющих, а слава игроков будет давать более весомый социальный статус, чем диплом престижного вуза. В ряду "инициация - аттестат зрелости - служба в армии - большая игра" последняя ступень будет наиболее зрелищной и действенной. Социальная стратификация, сейчас завязанная на профессии, доход и известность, будет опираться на ранги игроков. Через 50 лет о том, что когда-то финансирование образования было проблемой, будут вспоминать только историки, и понимать их будут немногие. Ничего более доходного, чем вложение денег в образование, нельзя и представить - причем эти вложения будут, с одной стороны, подобны акциям Гугля, с другой - высокорискованным вложением в бои гладиаторов или торговлю оружием. Основными вложениями любого индивида будут вложения в собственное образование, на это же будет завязан основной рынок высоких технологий.
Великое открытие немецкой науки - совмещение процесса образование с воспроизводством высшей школы, та самая парадигма, в рамках которой лучших окончивших курс оставляли для подготовки к профессорскому званию, так что университет являлся единственным самовоспроизводящимся звеном в системе образования - станет нормой для всех образовательных уровней. Мастера игры - герои преждевременной фантазии Гессе - будут переходить на роли сценаристов и игротехников. При этом то, что они будут сценировать, окажется вовсе не бесполезной игрой в бисер, а как раз чрезвычайно практическим занятием.
Между игрой в историка и игрой в реального политика не будет существенной разницы, престиж гуманитарных и общественных наук изумительно возрастет - впрочем, сами эти науки потеряют всякую гуманитарность, сделавшись проектными технологическими дисциплинами. В игре будет проходить обучение начинающих - и далее переходить в столь же игровую работу по созданию реально используемых проектов. Ныне смехотворная профессия педагога - под другим именем - станет символом высочайшего социального положения и власти. Педагог, программист, игротехник, сценарист, политик - будут полусинонимичными наименованиями разных отраслей единой большой профессии обучения, воспитания и управления людьми в современном обществе.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →