Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

«Тибет и Далай-лама» П.К. Козлова

Переиздана в 2004 г. старая книга «о путешествии». Чем эти книжки хороши – вроде как и ничего особенного, то известно, это не интересно… А потом на что-то этакое натыкаешься, может и в одной строчке – а это самое больше нигде и взять нетути.

Вот листал и нагрёб занятностей – вполне может быть, что только мне это занятно, а другому совсем иное понадобится.

Первый европеец попал в Лхасу в 1899 г. (Цыбиков). Занятный год, и характерное событие.

Секта желтошапочников отчетливо проявилась с 15 века. Первый Далай-лама, Гэдун Дубпа, жил с 1391 по 1475 г. После смерти Цонкапы проповедовал желтошапочное учение и в 1447 году основал монастырь Ташилхунпо. Вот у них как Новое время сказалось…

Китайский суд… Беспорядки в монастыре Гумбум, из Пекина – принц-судья. Созвал зачинщиков – величайших восемь гэгэнов. «Принц обратился к перерожденцам со следующей речью: «Вы, гэгэны, всё знаете – что было, что есть и даже что будет! Скажите же мне, когда вы должны умереть?»… Гэгэны ответили: «Завтра!». «Нет, - властно произнес принц, - сегодня!» - и велел тотчас отрубить несчастным головы.

Старинные описания народностей… «Тибетцы издают сильный противный запах, более резкий и иной, нежели у монголов, которые тоже не отличаются благовонием» «Тибетцы – большие мастера в метании камней из пращи, которая, между прочим, входит в состав вооружения тибетских воинов…». «И кочевые, и оседлые тибетцы по отношению к труду вообще такие же лентяи, как и монголы». «Как и везде, в Тибете имеются болезненные отпрыски человечества – нищие…».

Тогда еще думали – как многие и сейчас – что бывают народы, которые можно охарактеризовать через дурные личные качества. «Нравственные качества тибетцев – лень, грубость, лицемерие, корысть в связи с ханжеством и суеверием. Тибетцы лукавы, вороваты…». Интересно, как бы среагировали в ЖЖ, коли какой-то тибетец приехал в современную Россию и так отозвался о москвитянах? Думаю, известные защитники епископа Монтобанского, не упускающие обид, разразились бы воплем «Наших бьют!» И были бы, как всегда, правы – гадкое высказывание… Другое дело, что защитникам «нашего» дела я бы рекомендовал объявить мораторий на негативные высказывания и всякий раз, когда им хочется написать «негодяй N назвал наш народ мразью, дрянью, тварью» и проч., писать отнюдь не это, а выразить собственные чувства – например, написать, что наш народ умен и добр, удивляет силой исторических свершений и упорством воли, - короче, защищать народ, указывая на его положительные черты, а не опровергая отрицательные. А то невольно неприятно получается – хотя, конечно, «Вы, гэгэны, всё знаете…»

Тибетская традиция богословских диспутов. Понятное дело, опять же, но – не думал, что столь развитая.

Описание смерти четвертого Далай-ламы, монгольского князя – ему тибетцы вспороли живот. Была ли такая казнь одним из традиционных видов в Тибете? Очень занимательно – в связи с центральноамериканскими обычаями, которые часто описывают как «вынимание сердца».

Описание поиска перерожденца – нового Далай-ламы. Я совсем иначе себе представлял… Определяют гаданием, гадают высшие ламы, и всегда оказывается один из отпрысков знатного рода. С 1822 г. добавили деталь – имена трех претендентов кладут в сосуд (сэрбум), потом вытягивают имя – жребий… Чтоб не резать слишком часто Далай-ламу, видимо.
Tags: books5, history5
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments