Разоблачение мифа о многолюдстве России и возможности иметь неограниченный людской ресурс. Если примитивно - страна сельская, кормильцев надо оставлять, это раз. А два - многодетных много, по числу граждан мужеска пола вроде и много, а как расчислить - не так уж и много. Да к тому же народ малограмотный, плохого качества солдаты. Из этого много чего вытекало. Скажем, воровство казенного имущества, безалаберное к нему отношение, порча... Это помимо нехватки всего и вся. Автор виноватит правительство. царя и военное министерство. Говорит, что надо было учитывать - неорганизованность, нехватку, неготовность и качество солдат - и совершать противодействие - раз неорганизованны, значит, надо иметь хороший унтер-офицерский состав, значит, надо было учить лучше и дольше. А на это не было денег - перед войной многие плановые военные сборы не проводились, ну и прочие истории.
Интересные таблицы по боевому духу войск. Вычислялся как отношение убитых к сдавшимся в плен. Результат довольно ожидаемый. Казаки воевали лучше всех, офицеры лучше нижних чинов. Южные губернии несколько лучше северных. Губернии, где была выше грамотность и проведены военные сборы - лучше иных. Хуже всех - поляки. Ну и множество других деталей.
Подробно описывает неспособность военных министров и правительства, всех организационных усилий. Припевом, по каждому случаю - с запозданием стало ясно, насколько много армии надо... в мирное время при планировании не учли, что... Даже после того, как стало ясно, решение долго не могли принять. Потом все же приняли но не было денег. Когда деньги нашли, уже была катастрофа, а этого самого уже нет на международных рынках - раскуплено союзниками или врагами. И это - о винтовках (очень не хватало, - до того, что было даже вооружение делать алебардистов - насаживать топоры на рукоятки и такие войска использовать для прикрытия батарей. Распоряжение положено фронтовыми командирами под сукно - чтоб не ронять авторитет...), патронах, снарядах, орудиях, пулеметах, автомобилях, самолетах и еще... еще... Покупали обувь, кожу, продукты - все потому, что заранее считалось, что страна богатая и прокормит армию в случае войны по нормам мирного времени, не напрягаясь.
Тут же о тыле. На 1 человека на фронте приходилось 2.25 в тылу. В других армиях - на 3 на фронте 1 в тылу, или близкое. Тут же автор объясняет - тут и скрывающиеся от мобилизации в тыловых подразделениях, и дикая неразбериха, отчего фронтовые части вынуждены держать часть состава в тыловых командах, которые бы добывали необходимое, и отвратительная организация всего, так что ни подсчитать требуемое, ни добиться чего-либо...
Миф о дешевизне русского солдата. Мол, их много - паровым катком сметут... Автор объясняет, что считать надо вооруженные соединения, а не солдат по головам, что артиллерию считать, а не штыки, что солдат много, но минус организованность, умение сражаться и т.п. Надо было компенсировать плохой материал - это лишние офицеры, усиленное снабжение, лишний контроль - и недоучли в результате, что не такой уж дешевый солдат получается, на круг, чтобы он нормально сражался - довольно дорогой выходит.
Немного о нравах... Как не было закона о принудительном производстве чего-либо для нужд фронта, и не удавалось наладить производство - военное министерство как могло закупало у частного капитала, но заставить делать что-либо - нет... Предлагали - царь не решился. Как после ранения солдату полагался обязательный отпуск в деревню, откуда возвращались не все и не сразу.
Числа. Всего было призвано к октябрю 1917 - 15378000 чел. Пленные: 1400000 у немцев, 1000000 у австрийцев, 10000 у турок и болгар, на круг 2 млн. 410 тыс. Кстати, мы тоже взяли более 1 млн. пленных - автор сетует, что к делу их всерьез не приставили, и когда не хватало рабочих рук - как-то не удалось... Убито за войну у нас - 1 млн.300 тыс.Подсчеты раненых, заболевших, инвалидов, дезертиров... Численность армии за время войны - с 2.7 млн. в 1914 до 6 млн. в окт. 1917.
Общий итог... подвести трудно. Уж больно много всего. Но, пожалуй, подойдет такой:
"...здесь мы видим одно из наиболее ярких проявлений того примитивного отношения к современной сложной социальной жизни, которое мы обнаруживали во всех областях государственной жизни России"
Не получается сложная социальная жизнь. Рефлексы социального поведения и социальных ожиданий населения заточены под простую жизнь.