Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Разговор о знании себя и о действии

http://dennett.livejournal.com/190400.html?thread=5702848#t5702848
dennett
Один из главных человеческих конфликтов заключается борьбе между тем, как мы видим себя - и тем, как нас видят окружающие. Опрашивая окружающих, я пришел к любопытному результату - большинство считает себя абсолютно правыми в самовосприятии и ОДНОВРЕМЕННО полагает, что в состоянии видеть окружающих, даже если они это отрицают. Т.е. с одной стороны, каждый льстит себя мыслью, что видит себя правильно, не осознавая при этом, что из этого логически следует его слепота по отношению к соседу - а с другой стороны, очень немногие понимают, что признавая за собой право видеть, нужно одновременно допусть (а это страшно), что видят тебя.

Я лично ... считаю, что, если имеет место конфликт, то знание себя имеет первородное право перед знанием тебя другими - но по соображениям не познавательным, а этическим. В отношении же знания стран, этика немедленно превращается в политику.

ivanov_petrov
я бы сказал, что не знаю страны. в которой рожден. Из опыта знаю, что многие знакомые думают обо мне вовсе не так. как я понимаю себя изнутри. Из того же опыта помню, что при столкновении этих мнений достаточно часто отказывался от своего понимания и признавал, что люди, говорящие обо мне, могут быть больше в курсе, чем я. В этом смысле я знаю больше фактов о себе, чем мои знакомые, однако моя точка зрения на себя выделена не в такой степени,чтобы не конкурировать с прочими. В целом приходилось - не раз - принимать совершенно мне не свойственные мнения о себе. И теперь - уже давно - я живу с этими представлениями - с теми. которые мне сказали другие обо мне. Особенных конфликтов не испытываю. Примерно как знание, что я брюнет - если бы до того я был уверен, что шатен. Ну, брюнет... Хорошо. Нет проблем.

dennett
Очень интересно
т.е. получается, что вы еще мягче вещи, сговорчивей.

а скажите, какой у вас критерий - в каких случаях вы соглашаетесь? чтобы пояснитъ вопрос - вот говорят часто, что знание связано с эффективным предсказанием - к вам это подходит - т.е. соглашаетесь ли вы с окружающими тогда, когда их мнения о вас помогают вам эффективнее себя предсказывать??

ivanov_petrov
Не думаю. У меня нет такой задачи - то есть я не то что неэффективно не предсказываю, я просто не предсказываю. Потому, конечно, не помогает. И критерия нет. Если настойчиво говорят, что такой-то - ну. хорошо, теперь буду думать, что именно такой.

Чувствую, Вам тут какой-то ключик нужен, не видится... Может быть, поможет то, что у меня почти нет заметных извне важных для меня характеристик - с одной стороны, а также то. что я не совсем от любых людей принимаю "новые черты себя", а все же от хорошо знакомых. То есть если они в унисон говорят мне. к примеру, что я умный - я с сожалением должен взвалить на спину эту ношу. Если кто-то говорит, что я дурак - я радостно соглашаюсь с этим облегчением. Если говорят, что жадный... или слишком щедрый... или влюбчивый... или бука... Да какая разница? Ведь у всех этих суждений есть прекрасная черта. с ними почти ничего не надо делать. Они же описывают то, что уже есть. Так какая разница? Меня всерьез волнует только то, что я с собой делаю, а характеристика уже имеющегося - это же просто не важно. Предположим, все говорят, что я блондин. Заставляет ли это меня как-то себя вести? Нет. Они меня видят блондином, хотя я смотрю в зеркало - вроде брюнет. Ну и чудно, блондин так блондин.

dennett
--меня всерьез волнует только то, что я с собой делаю
--вот за это позвольте зацепиться - тут есть всерьез - а как вы что-то с собой делаете - спонтанно на месте - или все же планируете - вот я такой-то и то-то собираюсь с собой сделать?

ivanov_petrov
Спонтанно или планируя - относится к интеллекту, а интеллект не может ничего сделать с собой. Поэтому такой антитезы не существует. Меняет воля. А она это делает вне данной дихотомии. Как волю направить - это уже другое дело. Тут интеллект, конечно, участвует, у него совещательный голос.

dennett
А у кого исполнительный голос?

ivanov_petrov
У воли. Кто ж еще исполняет...

dennett
Да, теперь я убедился, что мы говорим именно об одном и том же. Я хочу сказать, что в знании о себе, в отличии от знания о других, заложена воля - воля - это еще можно назвать интенцией, намерением, проектом - является одной из главных компонент знания о себе. Иными словами, я хочу сказать, что знание о себе в значительной мере есть действие - и именно поэтому оно связано с этикой - и с этим же связан принцип его «непогрешимости». Еще, я думаю, это можно сформулировать так - знание о себе есть полагание своего будущего - проецирование себя вперед.

ivanov_petrov
Возможно, я даже понял, о чем Вы, хотя никогда бы не использовал эти слова. Я попробую сказать более близким себе образом - хотя тема крайне трудна для современного языка... или того, как я владею этим языком. Я бы не говорил о знании и проекте. Это - "штуки" интеллекта. Сами по себе не действенны - в этом "дырка" концепций Сократа и Фрейда: осознание не претворяется в действие. Я могу сколь угодно точно полагать, что поступаю неправильно и плохо, и тем не менее действовать именно таким образом. Интеллектуальный проект, мысль, намерение обретают некоторую жизненность, когда пропитываются эмоцией. Действием благодаря этому они уже могут стать, однако это действие эфемерно. Это всего лишь "случайный" поступок. В следующий раз, в чуть иных обстоятельствах, когда не будет времени на раздумья или не появится та эмоция - действие будет иным. Оно еще не запомнено. Чтобы действие запомнилось и стало постоянной характеристикой лица, его свойством и качеством - способом реагирования - оно должно стать качеством воли. Прямой дороги туда нет. Именно поэтому любые тренинги, касающиеся только интеллектуальной и эмоциональной обеспеченности черт характера, не приводят к существенному изменению личности. Интеллектуальное намерение, облеченное эмоцией, должно нырнуть в нуль - в Я. Точка, не имеющая объема и. как кажется. ничего не содержащая, чуть не "просто символ". На выходе из Я это намерение становится уже волей, проводит себя в жизнь постоянно, преодолевая препятствия - прежде всего внутренние, проявляясь сквозь внутренний хаос как инвариант, который со временем, когда прочие части личности притрутся к этому постоянному проявлению, выступает как черта личности, по которой даже и другие люди могут узнать лицо. Этим сложным образом происходит "проецирование" себя вперед, и только в этом случае уместно говорить. что проецируется именно Я, а не что-то другое, скажем - постоянная черта эмотивного склада, обеспеченная физиологией, или свойство интеллекта, поддержанное образованием.
Tags: psychology3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 102 comments