Я, ясное дело, спорил... Что не столь интересно. Более занятным кажется мне следующая стадия разговора, до которой теперь можно добраться. Поводом к ней послужило наблюдение пары конференций по поводу распространенности сети в России (конференции были, - не смейтесь - в реале, сидели сотни две продвинутых интернетчиков из разных компаний) и несколько виртуальных разговоров.
Здесь тезис такой. Сеть всепланетна и все люди пользуются сетью. Ах да, ну - почти все. Не пользуются старики и инвалиды детства. А также редкие и осуждаемые собратьями за неинформированность бомжи и аборигены Африки. Доказательства тезиса видел следующие.
1. Сеть растет с безумной быстротой, все ее показатели - число доменов, зарегистрированных адресов, сайтов, заходов на сайты и т.п. - растут непрерывно и быстро.
2. Вот сколько знакомых у меня есть - все в сети. А что, разве кто-то еще есть? (очень серьезный взгляд сквозь очки)
3. В сеть есть доступ у всех, у кого есть мобильный телефон. Так что кроме телефона ничего не надо. Что? Есть сомнения, что телефон есть у всех? Вы с ума сошли?
Существуют карты распределения пользователей сети по странам мира. Говоря грубо, пользуются сетью миллиард человек. Шестая часть населения планеты. Что большинство - в США, Европе и Японии и Китае - надо говорить? В городах значительно больший процент населения пользуется сетью. По исследованиям Зука, в 2000 г. на первые пять городов, где проживает 1% населения мира, приходилось 20% доменов. Первые 50 городов, 4% населения планеты - 48% доменов; первые 500 городов, 12% населения, 70% доменов. Zook M.A. 2000, 2001 http://www.zooknic.com/. В работе Graham, Marvin 2001 (Splittering Urbanism) показано, как сети, внедряясь в города, не только соединяют районы, но и разрывают структуру районов города (тем идет речь о связности контактов, покупательной способности и т.п. обособляющие влияния сети).
В 2000 г. 44% граждан США ходили в сеть. И сейчас их около 60%.
http://www.factmonster.com/ipka/A0882184.html
Данные на июнь 2007 - сколько людей в сети (млн. человек):
World total 1,133,408,294
Africa 33,421,800
Asia/Pacific 409,421,115
Europe 319,092,225
Middle East 19,424,700
Canada/U.S. 230,987,282
Latin America 102.304,809
Oceania/Australia 18,756,363
Карты покрытия
http://www.cybergeography.org/atlas/geographic.html
http://www.zooknic.com/Users/global_2004_09.html
http://rgo.ru/enc/geo/ecogeography/internet
Если проследить по регионам то в настоящее время по доли пользователей Интернета:
- лидирует Северная Америка (69%),
- второе место занимает Австралия и Океания (53%),
- третье - Европа (39%),
- далее идут Латинская Америка (17%), Азия (10%) и на последнем месте Африка (3%).
http://rgo.ru/enciklopediya/geography/pictures/ecogeography/internet-1.gif
Данные по США на 2000 г., процент охваченности сетью влияет уровень образования. Среди бакалавров и выше - 75%. Без высшего образования 21%.
доход - и среди высшего уровня (выше $75000 в год) пользователей 70%. Среди тех, кто менее $15000 - 19%.
возраст: старше 50 лет 30%, для возраста 18-24 года 57%.
этничность: 50% белых и 49% американцев азиатского происхождения имеют доступ в сеть. Для афроамериканцев 29%, испаноамериканцы 24%.
Есть различия по семейному статусу, региону проживания, инвалидности, отношению к работе и т.п.
Эта штука называется "цифровой разрыв". Со временем многие разрывы закрываются - по населению США практически сомкнулся разрыв по полу, между мужчинами и женщинами. Другие разрывы остаются.
На 2000 г. в среднем пользовались сетью 50% американцев и 25% европейцев (З. Европа). Что касается цифрового разрыва, то можно вычислить "сопротивление" групп - насколько легко закрываются те или иные разрывы. Оказалось, сопротивление по разным факторам очень различно - в разных регионах. Например, факторы возраста и дохода для европейцев дают много большее сопротивление, чем для американцев. В Европе все еще сохраняется разрыв по полу.
По мере закрывания старых разрывов открываются новые. Это связано с появлением новх технологий, требующих дополнительных вложений, дополнительного обучения пользователей и т.п. В большинстве развивающихся стран происходит расширение цифрового разрыва. Этот показатель маскируется скоростью роста количественных показателей интернета в этих странах, однако при раскладке на социальные группы населения выявляются эти цифровые пропасти. Разрывы по пользованию сетью с одной стороны, связаны с наличным социальным неравенством - с другой, во многих случаях усугубляют существующее неравенство или создают новое.
Детальные данные по России
http://bd.fom.ru/report/cat/societas/culture/internet/int0703
Можно посмотреть на различия по региону, доходу и возрасту.
Рост числа пользователей по достижению порога замедляется. Для России http://telnews.ru/event/14922 По прогнозам, порог лежит в области 34% - треть населения будет в сети (еще нет), но - только треть. Можно мечтать, что когда-нибудь потом порог сместится - но где он встанет снова, угадать трудно.
Что касается телефонов. На 2002 г. на Земле было ок. 1 млрд. сотовых телефонов. Шестая часть населения. Есть подсчеты всех т.н. индивидуальных средств связи - радио, телеприемники, телефоны, пейджеры и т.п. Их всех на круг по максималистской оценке ок. 3 млрд. Это половина населения Земли. В 2005 г. мобильными телефонами пользовалось примерно 50% населения США. Сейчас уровень телефонизированности в США и Европе ок. 90%.
Я бы просил помнить одно простое правило. Сколько-нибудь большое общество по большинству параметров устроено на манер луковицы. В нем сохраняются прошлые стадии. До сих пор есть люди, живущие собирательством. Как в природе, так и в большом городе. Есть люди, не владеющие грамотой. Есть, не имеющие телефона. И есть те, кто никогда не бывает в сети. Слои луковицы имеют разную толщину, но по большинству параметров это не "единицы людей", а проценты от населения Земли. Можно считать, что для решения какой-то задачи этими процентами можно пренебречь, но это всегда рассуждение в рамках модели и плана, а не характеристика реальности.
Это к тому, что мысль о возникновении "новой сословности" при развитии горизонтальных связей не такие пустые, как кажется.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →