Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Образование и новые профессионалы 4

Общество элитных специалистов и всеобщего высшего образования

Сейчас новое общество ещё только возникает. Оно ещё не стоит на своих ногах – скорее, пользуется результатами работы старой образовательной, профессиональной структуры. А как оно будет выглядеть, когда станет независимым? То есть – когда структуры образования окончательно изменят свой тип на новый, современный, когда структура профессий и положение профессионалов станет повсеместно соответствующей новым принципам? Про это «когда» можно сказать следующее: для «чистоты опыта» следует подождать три поколения, когда дедушки и бабушки будут выучены уже по новым правилам. В самых общих чертах можно сказать, что это будет общество с подвижными статусами, в котором прошла демократизация знаний; профессионалы оцениваются по результату, а не по символическим статусам.

Новое, как всегда, возникает не обеспеченным готовыми социальными институтами. Потому и можно сказать, что новая структура профессионалов «паразитирует» на обществе профессионалов старой формации, не стоит на собственных основаниях. Социальные институты для новой ситуации сложатся позднее. А пока их нет – издержки, возникающие из-за отсутствия институтов, покрываются за счет людей, резервы личности тратятся на закрытие счета за недоработки организованности общества. Это уж так всегда – человек много более целостная и устойчивая система, чем общество, и когда социальные механизмы сбоят, вытягивают ситуацию отдельные люди. Но потом снова – для облегчения их участи – вырастают новые социальные институты, переводящие новые умения из области личного творчества в признанные нормы.

Чтобы посмотреть на эти близящиеся изменения, пойдем от нашей схемы, последовательно рассматривая образование; изменения деятельности ученого; изменения деятельности практика.

Общее образование: чему учат учителя

Рассмотрим сначала изменения в образовании. В «новом» образовании главное – скорость, быстрейшее производство результата. Студенты желают сократить свои инвестиции, задержку вступления в профессиональную жизнь. Преподаватели оцениваются по скорости приготовления конкурентного продукта в социуме. Жертвой этого способа становятся теоретические компоненты, история развития знания и т.п. Ведь знание это не на всю жизнь, а на несколько лет, потом оно будет заменено другим – причем вовсе не обязательно следующей стадией того же самого занятия. Происходит выравнивание базового образования и дополнительного, или второго образования – учение и переучивание сближаются. Образование уже не столь строго приходится на самое начало самостоятельной жизни, оно может происходить в разные периоды.

Значимым становится совсем другое различие. Происходит выделение элитного высшего образования – и массового, (потенциально) всеобщего. Когда нечто становится массовым – неважно, грамотность или высшее образование – уровень этого «чего-то» падает. Повышение квалификационных требований на многих видах работ ведет к необходимости более широкого распространения высшего образования, но уровень самого этого образования несколько снижается. И возникает нужда в элитных профессионалах - кто-то должен «готовить диски», т.е. программы для быстрого обучения «быстрых специалистов», и кроме того есть профессии, где требуется длительное вхождение и практика – скажем, за пять месяцев нельзя подготовить хирурга. Пока нельзя. Профессии сильно расходятся по требуемому временному вкладу.

Университет изменился – на Западе в ходе образовательной революции 60-70- годов, у нас – начал меняться с 90-х. Черты этого изменения можно увидеть при сравнении европейских довоенных университетов – и современных. Университет перестает быть чем-то единым – он становится совокупностью сообществ. Раньше главным была передача культурной, интеллектуальной традиции в рамках единой университетской корпорации, теперь происходит деконструкция и преобразование традиций – в рамках более демократичного и скептичного понимания знаний. Университет вместо «места знаний» становится «коммуникативной средой». Ценность его видится в различнейших видах коммуникации – и передача знаний лишь один из них, другие (зачастую более важные) – умение понимать слова иных культурных кодов, накопление полезных знакомств и т.п. Пожалуй, можно наблюдать постепенное уменьшение среднего размера университета. Вместо гигантских корпораций приходят более скромные учреждения - при этом несколько очень крупных университетов остается в прежнем виде, т.е. происходит дифференциация вместо следования единому стандарту.

Мало того, университеты используются как социальные «холодильники». Молодежь, по тем или иным причинам «бесхозная» - например, ориентированная на вымирающие индустриальные профессии – эта молодежь в самом «горячем» возрасте попадает в вузы. Массовое высшее образование демпфирует социальные взрывы, откладывает выход «горячих голов» на 5 лет – причем часть из них за это время адаптируется, сколь бы ненужным ни было их образование в «прямом смысле».

Еще одно отличие: сама структура знания и отношение к нему потеряло прежние формы. Поиски некой «абсолютной» истины несовременны, знание рассматривается как (отчасти) субъективное и согласуемое лишь в практических своих приложениях. Усиливается связь знания с технологическими и экономическими институтами – и в результате собственная структура знаний, дисциплин, кафедр, академических профессий теряет былую четкость и статусность. Возникает многокомпонентный процесс согласования мнений, где позиция «знающего» является лишь одной из возможных. Знание становится спорным, это лишь один голос в хоре. Многое значит не само знание», а – например – известность данной позиции, ее популярность, представленность в медиа. И в самом деле – ну как другим убедиться, что эти самые «знающие» и в самом деле «знают»? Только посмотрев, что говорят они и что говорят о них. А «другие» - это неспециалисты, сведения, им доступные, пишутся на другом, не-специальном языке, и в других изданиях, чем знания знающих.

Каким образом можно содержательно описать это происходящее изменение? Какое понятие является ключевым? Мы находимся в ситуации растущей специализации знаний (поскольку по каждой «линии» накапливается все больше сведений, знания дробятся) – и в то же время востребованности общего, интегративного знания. Оно необходимо на самых разных уровнях – интегрированное знание для специалистов близких направлений; для специалистов в рамках больших научных отделов – таких, как «физика», «биология», «психология»; наконец – для массы специалистов совсем иных профилей, которые по отношению к данному знанию выступают как «новые неграмотные» - они не знают самых основ, не представляют, какие вопросы «правильно» ставить по отношению к этому знанию. Для всех этих различных этажей востребованного интегративного знания нужен фундамент – то, что издревле называли «общим образованием».

Представление об общем образовании зародилось еще в античности, множество раз переформулировалось на протяжении европейской истории, а к началу ХХ века понималось следующим образом. Возникающие на базе общего образования профессиональные знания обладают особенной широтой и глубиной, общей культурной основой, чего нет в знаниях обычных «занятых» и ремесленников. Такие профессиональные знания является частью культурной традиции общества, рафинированная часть культуры общества, важная для поддержания культурной идентичности, передается вместе с высшим образованием для профессионалов. Как в средневековых университетах первый курс-факультет был «общим», и лишь затем происходила специализация на теологов, юристов и медиков, так и университет 19-20 вв. на первых 2-3 курсах давал широкую культурную подготовку, а затем всё увеличивалась доля специальных дисциплин.

Таким образом, в прежнем профессиональном образовании имелись две ступени – общая и специальная. В новом образовании происходит дифференциация по этим ступеням. Наиболее массовая тенденция – сокращение сроков образования, приближенность к практике, к конкретному опыту работы по специальности – ведет к редукции «общих моментов». С другой стороны, существуют – на некоторых особых основаниях – элитные заведения, где акцент ставится на общее образование, общие умения, широкую культурную подготовку – и сравнительно меньше преподается специальных знаний. Есть и иной момент – в массовом высшем образовании, «быстром» образовании, стараются не залезать в глубины, и специальность дается поверхностно. В элитном образовании, на основе широких общих курсов, глубоко прорабатываются основы профессиональной специализации.

В результате в массовом высшем образовании получают «поверхностное специальное образование» без общего; в элитном высшем – дают широкое общее образование с завершающей глубокой специализацией. «Общие части» у этих видов образования различаются – в одном случае решается, по сути, задача социализации, в другом – широкой культурной подготовки.

Общество становится сложнее, прежних средств первичной социализации (семья, школа) не хватает (культурные традиции размыты, они не выполняют прежних социализирующих функций, их не хватает). Грубо говоря, даже продавщицу в обувной отдел магазина приходится брать с высшим образованием. Зачем ей оно? Чтобы могла прочесть и вникнуть в рабочую инструкцию, говорить по телефону нормальным образом, общаться с клиентами без мата, сообразила, где посмотреть какие-то сведения, как в бумагах ориентироваться.

Этот общий набор навыков, необходимый для современной жизни, просто так не получается – и, оказывается, школа его не дает. Умение хоть чему-то учиться и быть вменяемым социальным партнером по коммуникации – таковы требования к массовому (всеобщему) высшему образованию. Ясно, что для элитных специальностей этого мало, это подразумевается уже именно «само собой». А «общее образование» понимается как платформа для усвоения новых навыков, смежных профессий, умений профессионально взаимодействовать с иными профессионалами, извлекать знания из других наук, как база для быстрого переучивания и смены профессии и т.п.

Таким образом, общее образование – которое в «элитных колледжах» понимается примерно как «умение управлять» и «быть светским человеком», на уровне массового высшего образования сводится к первичным навыкам социализации – для очень сложного социума.


-----
предыдущие части http://ivanov-petrov.livejournal.com/861166.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/860758.html
Tags: education, sociology4
Subscribe

  • Исчезновение письменности

    Если посмотреть, как развиваются мыслящие в наше время, мы увидим, что - как и следует быть - они движутся к истине. Вот здесь же, в комментариях -…

  • Из переписки Кузина и Любищева

    Начали эти биологи переписываться в 30х годах, завершили переписку в 70х. Умерли потому что. Первые письма - между зрелыми мужчинами, учеными на…

  • Ритм и мелодика речи

    Я из детства помню, как говорили вокруг. Не сами даже слова, а ритм речи, ее мелодику. Они ведь отличаются - послушайте разных англоязычных,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Исчезновение письменности

    Если посмотреть, как развиваются мыслящие в наше время, мы увидим, что - как и следует быть - они движутся к истине. Вот здесь же, в комментариях -…

  • Из переписки Кузина и Любищева

    Начали эти биологи переписываться в 30х годах, завершили переписку в 70х. Умерли потому что. Первые письма - между зрелыми мужчинами, учеными на…

  • Ритм и мелодика речи

    Я из детства помню, как говорили вокруг. Не сами даже слова, а ритм речи, ее мелодику. Они ведь отличаются - послушайте разных англоязычных,…