Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Гибель империи от недостатков системы образования

Этот сюжет звучал неоднократно в разговорах, на форумах, в блогах... Но я как-то не встречал его "всерьез", чтобы это было сказано серьезным историком. Вот цитата:

"Недостатки существующей системы образования рассматривались (вполне справедливо) как главная причина отставания австрии от протестантских держав по части эффективности администрации и экономического динамизма".
Д. Ливен. Российская империя и ее враги

Автор считает, что собственно экономический разрыв между Австрией и Пруссией, между севером и Австро-Венгрией был не столь уж велик, и основной причиной поражения Австро-Венгрии была именно недостаточность системы образования, от которой уже вторичным образом проистекало экономическое отставание.

Логика такая: тогда, в 19 веке, для функционирования великой державы, большого государства, нужен был просвещенный корпус чиновников. Налоги, нужды большой армии... Поддерживать империю могла только бюрократия - образованная (насколько это надо), умелая. Католические регионы запоздали с производством такого количества образованных людей, это сделали северные державы...

Занятно, скажу я. Вырисовывается такая штука: университет как машина выпускает образованный класс. Верхи его становятся учеными, но - хотя с точки зрения науки это единственная цель университета, а прочее - незапланированные отходы... С точки зрения государства дело обстоит наоборот. Отходы производства науки составляют армию чиновников - врачей, инженеров, дипломатов, юристов, экономистов и прочую такую полезную шушеру, от которой колесики государственной машины начинают крутиться ловчее. Наука есть отход при производстве системной бюрократии.

Ладно, это мои фантазии. Ливен утверждает: Австрия напряглась и произвела нормальную военную промышленность, хорошее вооружение и т.п. В 1858-1859 гг. (война против Наполеона III) австрийская пехота была вооружена лучше противника. Но офицеры не обучали своих солдат современной тактике: они полагали, что неграмотных крестьян нельзя научить рассчитывать дистанцию и вести огонь по движущейся цели. Ну и... Прусские штабные офицеры... поощрялись к раздумьям о своей профессии. Когда в Австрии еще были в ходу "дуэльные" принципы государственного мышления, от армии требовалось в первую очередь подчинение приказам... Франц Иосиф говорил: "сила армии заключается не в образованных офицерах, а в лояльных и рыцарственных".

Занятный вывод... Завалив систему образования, можно не просто получить локальный кризис, а проиграть империю. Правда, времена обратной связи, надо полагать, слишком большие, чтобы рядовой правительственный люд смог на это ориентироваться. Образование валишь сегодня, а аукнется лет через 50... Мол, не смешите, за это время столько всего изменится... Аргумент понятный. Но вот историк вроде бы смотрит - и видит причину. Мол, изменилось-то многое, а причина, порождающая падение - вот она.
Tags: books4, education, history4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments