Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Общество, которое не любит сообщества

Эксле в книге "Действительность и знание" излагает интересную штуку, в некотором смысле ассоциативную. Дело в том, что современное общество - рыхлое, как говорят - атомизированное, и от него только интенсивной стимуляцией можно получить гражданскую активность. А средневековое общество - плотное, там только держи, этой самой активности - хоть залейся.

Что там работало иначе? Скучно же валить все на "ментальность" и еще какие общие слова. Хочется поймать за волосы институт...

Гильдии и прочие клятвенные союзы представляли собой далеко не только "трудовые профессиональные объединения". Это были тотальные сообщества (в смысле Мосса), преследовали равным образом цели религиозные, общественные. правовые, нравственные. политические и хозяйственные, охватывали всего человека - или. иначе говоря, выражали волю всего человека по отношению ко всему окружающему миру (ссылки на Gierke, Coornaert).

Клятвенное сообщество - очень общая характеристика, включает как вертикальные, так и горизонтальные связи. Вертикальные - если клятву приносит лишь одна сторона или в самой клятве выражено неравноправие (вассалитет, министериальное служение и т.п.). Горизонтальные связи обеспечиваются обоюдными клятвами, как в коммунах. в городских клятвах 9которые приносил каждый горожанин, в клятвах Божьего мира). Такие клятвы появились в 11-12 вв. и позже.

И тут интересно, как "большое общество" встречало такие клятвы - например, гильдейские. Самим фактом клятвы такое сообщество утверждает свою особость, выделенность из большого общества. Клятва приносит с собой новое право - право частное, партикулярное - в том смысле, что оно относится только к членам сообщества. И в этом смысле любое клятвенное сообщество - гильдия или коммуна - противопоставляют себя прочему обществу. Это прекрасно сознавалось и вызывало реакцию - запреты гильдейских клятв. Клятва, приносимая с целью стать членом гильдии, в целях борьбы с гильдиями представлялась как клятва заговорщиков (conjuratio = conspiratio). И многие "общества" (городские общины, "государства" и т.п.) считали гильдии - заговорами и запрещали их деятельность. Занятный штрих: из гильдий пытались выбить присущее им равенство. Во многих гильдяих разрешалось членство женщин. Это были и религиозные общины, и торговые, и профессиональные 9подтверждено списками членов гильдий, где очень много женских имен). Сами гильдийцы полагали отказ женщинам в членстве скорее исключением, чем правилом - а вот запрещающие инстанции настаивали (под предлогом защиты нравов) на том. чтобы женщины не считались членами гильдий. Цель - уменьшить число людей, входящих в эту правовую общность, уменьшить противостояние с "общим законом". Правила гильдий объявлялись "произволом" - именно потому, что вместо идущих "от века" традиционных уложений и обычаев здесь вводились правила, принятые голосованием, волеизъявлением людей - и в этом смысле правила произвольные, т.е. сознательные. Гильдии, разумеется. сопротивлялись - становились наследственными и тем самым традиционными, создавали собственные суды. Гильдейский суд очень рано использовал форму делегации - избрание членов суда гильдейцами. Делегирование полномочий возникало из практики жизни гильдий в 11-12 вв. Выбирали на ограниченный срок, заставляли действовать "прозрачно и публично", и не устраивали из выборов комедии. Если кого выбирали - должен был работать, за отказ от выполнения функций, на которые выбрала гильдия, лицо должно было платить очень высокий штраф - и соглашаться. Если кто упирался и не хотел главенствовать или судить - выгоняли из гильдии.

Интересно, что в условиях "нехватки власти" гильдии брали на себя функции "большого общества" - сохранение мира. Гильдейское право было направлено против разбойников и нарушителей мира. В первую очередь это право защищало членов гильдии... Но разбитые разбойничьи шайки оказывались разбитыми для всех. Гильдии работали и на оборону - например, обеспечивали защиту от норманнов.
Tags: books4, history4, sociology4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →