Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Счастливая молодежь: о поколении 90-х

http://ivanov-petrov.livejournal.com/863309.html

smirnfil
Наше поколение - поколение свободы, правда получилось оно не таким как хотелось тем, кто готовил для этого почву. Ведь первые три особенности - это свобода, свобода послать политику в лес, свобода не вкалывать над непонятной задачей (менеджер по продаже непонятно чего вкалывающий от зари до зари у которого не остается времени на жизнь является ярким негативным образом) , свобода жить как хочешь и не париться что тебе нравиться Бритни спирс, барокко 17-го века и Рамштайн. С четвертым пунктом спорить не буду, это глупо, утверждение просто без доказательно и с ним я не соглашусь.
Этот избыток свободы и есть основная проблема нашего поколения, ведь нет никакого ориентира, можно все.

У нас есть вера в устойчивость мира, в то, что все будет хорошо, ведь после 98-го года никаких кризисов в стране не было(хотел написать ничего плохо не случалось, что не верно, но очень хорошо передает ощущения) Проблема избытка свободы хотя и есть, но как проблема многими не ощущается, мне чтобы ее осознать пришлось много экспериментировать(месяц абсолютной свободы в лесах Мари Эл).
Нас не нужно учить свободе, мы и так свободны. Толерантность захватила идеи, какая может быть борьба, когда все идеи правы. Свободу народ использует для личного счастья, среди нас очень распространены хобби.
Я даже рискну предположить что у нашего поколения нет общих проблем, ну кроме жилищного вопроса, поэтому мы и аполитичны, за что бороться?

Попробую точно сформулровать мое представление о том что произошло.
Человек у которого все хорошо не занимается политикой, оно ему нафиг не сдалось, он не радеет о судьбах нации, не ищет врагов. Он работает, чтобы было что есть, ухаживает за девушками, жениться, воспитывает детей, разводит цветы, танцует, вышивает бисером. Людям дали возможность жить таким образом, они это и выбрали. Такая жизненная позиция, наверное, наивна, но это именно то как живет наше поколение, оно верит, что принципиально ничего плохого не случиться вот и живет как хочет.
Когда тесть мне начал рассказывать про то, что Каспарова посадили на 15 суток и какой у нас произвол в стране, первой мыслью было, вот у человека хобби, лучше уж рыбалка.

burchakov
Я сам из этого поколения, и автор во многом прав, но он тычет пальцем в следствия, даже не заикаясь о причинах. Судьба моего поколения трагична, но в первую очередь потому, что о нем, как мне кажется, просто забыли. Пожинать плоды этой пустоты предстоит в ближайшие 30 лет.

ivanov_petrov
А какие причины? Может быть, можно хоть немного сказать об этом?

burchakov
Одну я указал. Вторая, видимо, в том, что мир изменился, а учили нас по старым правилам, поскольку минобру было не до учебных заведений. В нас есть подсознательное недоверие к старым инструкциям, и при этом в массе отсутствует должная критика. Как следствие мы бросались за импортные идеи и немедленно их внедряли (и сейчас этим занимаемся) не учитывая ни специфики нашей страны, ни качества источника.
Мы совсем не были подготовлены к рекламной атаке на мозги - отсюда, в частности, такой ценностный перекос, который будет выправляться через жесткие потрясения в будущем. Мы были предоставлены сами себе в вопросах "что такое хорошо и что такое плохо", и опять-таки, из-за дефицита критики выбирали порой самые бездарные источники, как авторитет.

anthropolog
октябрята по будням, а по воскресеньям поклонники скруджа мак дака

ahtolllka
В принципе я приблизительно означил вторую крайность - менеджеры. Первая крайность - "Наши".

Могу сказать про то, какой разброс среди ровесников:

Мне 23 года. В школу я пошел в 1992, в Ижевске. Поучился в общеобразовательной школе, гуманитарной гимназии (нечто с претензией на качество образования) и в отличном лицее.
Всё разделилось довольно чётко: одноклассники из обычной школы - кто сел, кто спился, кто "нашист". Часть, впрочем, получила техническое и высшее образования. Одноклассники из гимназии - гораздо больше поступили в вузы, некоторые даже в хорошие вузы, феноменальных прорывов, впрочем, не было. Одноклассники из лицея - поступили в лучшие вузы Москвы, Питера (МГУ, Физтех, СПбГУ), те, кто остался в Ижевске, поступили на лучшие факультеты местных вузов, некоторые получали сразу два образования.

Результат учёбы тоже оказался предсказуем. В хороших университетах научили думать, вертеть проблему перед решением в лоб. Хорошие университеты (подразумеваю лишь техническую и естественную специализацию) сейчас, как мне кажется, вне зависимости от специализации готовят две профессии: программистов и аналитиков. В первых важна оптимальность алгоритмов, которые они производят, во вторых - способность быстро выстроить алгоритм, близкий к оптимальному. Естественно, такие люди должны обладать гибким мышлением, которое, в свою очередь, многим обязано общеобразованности. Безусловно, есть примеры программистов, которые не видят ничего кроме клавиатуры и монитора, но среди хороших программистов я таких не видел ни разу. Те, кто не хочет идти по очевидному пути, выбирают науку, либо заводят своё дело.

В менее хороших университетах научили как делать так, чтоб работало. Из их выпускников получатся хорошие бухгалтера, к примеру.

В плохих университетах, техникумах и т.п. научили как может неработать, и что надо стукнуть, чтоб заработало. Что-то вроде передачи опыта, приобретённого посредством метода тыка. Ну я утрирую, конечно - во многих техникумах учат многому, но, как мне кажется, далеко не всегда так, как нужно.

Занятно тут то, что между хорошими, нормальными и плохими учебными заведениями существует гэп за счёт того, что преподаватели и университеты устраивают обменные программы и взаимодействуют в основном с университетами того же уровня, поэтому, на мой взгляд, нет должной гладкости у функции качества образования, аргументом которой является уровень университета.

Остаётся понять, сколько в нашем поколении выпускников каких учебных заведений. На мой взгляд процентовка такая: хороших - 5-10%, нормальных - 15-25%, плохих - 65-80%. Я это говорю, не основываясь на каких-то конкретных цифрах, хотя думаю, их можно постараться отыскать.

tritopora
Черты верно перечислены, сам нечто подобное хотел написать. Я недолюбливаю своё собственное поколение, в котором множество полегло в разборках начала 90-х и в наркоугаре их конца и начала 2000-х, но эти от меня совсем далеки, как инопланетяне. Они ещё часто совершенно бесцеремонные, без понятий и царя в голове.

kattrend
Большинство ребят, с которыми я сталкивалась, так или иначе знают, что делать. Я знаю хорошего настоящего поэта, будущего ученого (и параллельно музыканта), переводчика, который уже активно в этом деле занят, довольно большую компанию будущих (а кто из них уже и вполне настоящий) моряков... Я вот, например, в двадцать три еще совершенно не представляла, чем зарабатывать. Нас еще и обгонят.

mbwolf
А я не вижу особой разницы в поколениях, которая не обуславливалась бы сиюминутными обстоятельствами. И она весьма поверхностна.
Вопросы тут исключительно терминологические. Скажем, кто такой индивидуалист? Это тот, кто "интересами общества" пренебрегает ради своих интересов? В мое время было принято это слово употреблять в отношении тех, кто принебрегал интересами общества ради вполне определенных "воих интересов", а тех, чьи интересы составляла исключительно материальная выгода, и которые, в погоне за ней, заполняли комитеты комсомола, почему-то индивидуалистами не считались. Соответственно и "индивидуалисты, каждый сам по себе" не могут толпой двинуть в "Наши". Почему? Разницы никакой, разве что сейчас нужна чуть большая смелость и активность - все же там не совсем "все", как в комсомоле. Но именно чуть большая.
В системности образования они нам уступают, вполне понятно почему.
В трудолюбии, на мой взгляд, заметно превосходят (я имею в виду не "трудовой энтузиазм", а "обещал - сделал". Тоже понятно, почему.
Но убери это сиюминутное "почему", и заметной разницы, на мой взгляд, не будет.

runixonline
Те кто рушил империю своими мыслями и убеждениями - это как раз и есть самые отмороженые большевики (есть два мениеия - мое и неправильное, если враг не сдается - его объявляют коммунистом .. и т.д) . Говорю, в том числе и глядя в зеркало.
Была надежда , Что те, Кто Идет После Нас, будут уже демократами и политиками.. Рад бы ошибистя, но пока вижу только стадо нашистов и другороссов

musculus
1. Я бы не сказала, что они больше образованы, чем мое поколения (на 10 лет старше), особенно в области иностранных языков - сейчас подросли дети, которые с самого раннего детсва отдыхали во всяких Турциях и видели, что иностранный язык для общения на отдых не нужен совсем, а уезжать они не собираются (по крайней мере, в значительно меньшей степени об этом думают, чем думали в их возрасте мы). Про остальные области говорить смешно - просто невозможно предсказать, чего сейчас может не знать студент технического вуза - впрочем, по слухам, в гуманитарных еще хуже :). Я не говорю про специальные знания, а про то, что просто входит в общий культурный контекст. Связано это, видимо, с тем, что в школе им пришлось учиться в самый тяжелый период, когда оттуда все бежали и могло годами не быть какого-нибудь предмета (особенно иностарнного), да и родители выживанием занимались. Кстати, похоже, что положительный тренд все-таки наметился. Вон, отбирала осенью на лекции студентов книжку "Путешествие на запад"
2. (у него 1) С внеполитичностью автор тоже горячится - разные они, многие вполне себе полически активные - были у меня на парах и лимоновцы, и юные комунисты, и "наши" всех мастей. Основной массе, конечно, нет дела до политки, но их можно понять - сейчас ситуация такая, что просто неинтересно с этим всем возиться. Дальнейшие рассуждения преждевременны - все-таки 20 лет - мало. По крайней мере, они значительно лучше в этом всем ориетируются, чем мы в их время. Сдается мне, что самым аполитичным (и внеполитичным) поколением, было все-таки наше с автором, 30-ти летних. Нас уж слишком политическими потрясениями в нежном подростоквом возрасте затюркали. Хотя "Наши" - зло однозначное - они ж это в том числе и за деньги и от дури... И шума много создают.
3 (2) С трудом - да! Проблемы. Они не хотят работать, им это неинтересно. То есть они легко работают за деньги, без интереса и напряга, в ущерб учебе и образованию. Находят себе паралелльно и призвание, бывает. С культом образованности - не сталкивалась. Учиться они любят еще меньше, чем работать. Есть культ диплома без проблем - то есть как бы выкрутиться, чтобы ничего не учить и все сдать. И ведь справляются! Иные и красные дипломы так получают. Крутиться и приспосабливаться с выгодой для себя они очень хорошо умеют. Некоторые, впрочем, пытаются потом еще несколько образований получать - но чтобы молодость/детство продлить. Тут тоже и наше поколение не безгрешно, да!
С абстрактным мышлением у них по-разному, притом у нас в Вузе год на год не приходится.
4 (3). Эстеническая всеядность - не видела, т.е. она есть, но в пределах нормы - мнения свои они наоборот любят высказывать, причем разные.
5 (4). Ну это конечно, а у кого мышление не было линейным в 20 лет? Впрочем, разное оно у них - их же много :).

Проблема у них другая - им с детства внушили, что "клиент всегда прав" - и поэтому они очень любят качать права в прямом смысле, очень любят действовать обходными путями (с детства их к идее корумпированного общества приучали), не хотят делать то, что, как им кажется, не нужно (в том числе забивают на "лишние" предметы (сильно не все из них такавы); Точнее - вообще ничего не любят делать; любят верить во всякую ерунду, вернее сколнные не доверять никаким источникам информации, передача "тайная сила воды" и преподаватель Вуза для них равноценны, как имточники информации и первый они, скорее всего, предпочтут - проще и прикольнее.
На самом деле они просто маленькие и инфантильные - такие, какими все были в их возрасте в нашей стране. Фигу в кармене не держат просто потому, что им не с чем бороться. Что такое свобода не понимают, ну и к лучшему, ей-богу :)
Впрочем это просто моя выборка, а не целое поколение!

tritopora
Вы знаете, я к аналогичным выводам пришёл очень давно. Для себя такие возрастные границы вывел, по "похожести" и поведении в естественно-складывающхся компаниях: наше поколение (70-х г.р.) - с 1967 по 1981. Поколение 82-86 - что-то вроде переходного, а с 87-го - вообще совершенно другие люди, как с другой планеты.

Допускаю, конечно, что это не они другие, а мы состарились, но против этого работает то наблюдение, что народ 83-85 гг. общается больше с нами, чем с ними.

Всё это, конечно, всего лишь личные наблюдения, ограниченный опыт. Но почему-то часто подтверждается.

vp
...Обсуждаем прошедшее собеседование очередного соискателя. Как нас учили в школе, интеллект человека выдялется из животного мира двумя особенностями:
1. Возможностью устанвливать причинно-следственные связи
2. Наличием механизма абстрактного мышления
Вот и возникает очень серьезная уверенность, что п.2 не присутствует у основной массы населения. Народ упорно видит только конкретную реализацию чего-либо, видимо полностью утратив способность абстрагироваться..

obertone
Поскольку я из поколения динозавров и птеродактилей, то мне кажется, что кроме всего, они ЖЕСТОКИ. Даже не такая жестокость, как мы привыкли - побить собаку или еще что-то, а жестокость эгоизма - им все ПОЛОЖЕНО!

Вы замечали, что образованные, начитанные люди, гораздо чаще злее простых? Как мне кажется, в них запихивалось ВСЕ - прожеванные и пережеванные знания, эмоции, житейская мудрость. Они не успели ЛИЧНО пощупать все это руками - поэтому не понимают ценностей другого поколения.
Они росли, когда была сломана связь поколений: родитель-инженер уже давно перестал вызывать уважение у его отпрыска. "Он не умеет жить" - это обычный термин интеллигента-трудяги. А когда чадо перестает УВАЖАТЬ старшее поколение, кто вырастает из него? Симпатичный с виду молодой человек, циничный конформист, но при случае пройдет по чужим головам!
А посмотрите на мечту современной девушки - это "топ-модель при муже-олигархе". И если у нее появится соперница, думаете ТАКАЯ отступит? Она без раздумий поступит так, как в балете расправляются с конкурентами - и битое стекло насыпет в обувь, и подставит по полной программе - на карту ставится ТАКОЕ, о чем мы читали только в книгах - чем выше ставка, тем безжалостней борьба.

true_poser
1) ...У нас есть гораздо больше способов для отстаивания своих политических воззрений. Поэтому, когда флейм на форумах начинается с 15-13 лет, политические убеждения (в обшарпанном, естественно, виде), к двадцати годам остаются. Но желания их в n+1й раз громко высказывать - не, зае*ало. Иначе не скажешь.

2) Когда я, студент-недоучка, зарабатываю в одиночку больше, чем мои родители - очень даже не последние научные работники, то упорно трудиться как-то желания нет. Я уж лучше буду больше знать того, что мне интересно и заниматься тем, чем мне в кайф.
Тут надо бы подпункт про учёбу - а работать-то интереснее. Проще уже, решая вопросы, получить диплом и забить. Всё равно он рассматривается лишь один из бонусов при приёме на работу.

3) Что-то с какими-то не теми он двадцатилетними общался. Выборка нерепрезентативна. Сколько ни смотрю - вижу людей с полным спектром предпочтений и неприятий.

4) Линейность мышления - я бы сказал не так. Желание смотреть по сторонам таки да есть не у всех. Потому что нужно обладать смелостью, чтобы, оглядываясь вокруг, не бояться жить. Чтобы строить планы, зная, что в следующий момент тебя может сбить джип и ничего за это никому не будет. Но вряд ли это вина исключительно двадцатилетних.

g_love_red
2. Смотрю на мужа и вижу, что более потерянным можно назвать поколение тридцатилетних: именно формирование их ценностей и всего прочего выпало на лихие 90-е, нам-то уже достались годы становления относительной стабильности

3. Но не спорю, досталось и нашим мозгам. А впрочем, о каких свободах могла идти речь, литературах и музыках, когда мы с братом по полдня стояли с талонами в очереди за макаронами, когда моя мама, педагог, заходила в класс и смотрела прежде не на наличие тетрадей-ручек, а в глаза детей: "Если я вижу, что дети голодные, - их учить нельзя", когда школьники пропускали занятия, потому что копали в поле картошку с родителями... Какая духовность, когда попросту хотелось жрать?!

Я в силу не знаю чего не поняла термина "социально отсутствующий". Каждый человек - член какого общества и играет роль в нем. Да, я не хочу работать как Папа Карло, но я ращу свою дочь и еще хочу вырастить детей (не одного, видевшего в жизни только няню, потому что родители вкалывали), граждан своей страны. Это разве социальное отсутствие?!

А то, что молодежь пашет в целом, иногда карьеру строит или еще что - это способ компенсировать ТОТ недостаток. И прокормить родителей,- инженеров умирающих заводов и сотрудников НИИ...

Опять же по поводу карьеры и творчества: мой муж веб-дизайнер, ему предлагали "карьерный" рост - стать начальником отдела. Отказался, аргументировав это как "тогда все творчество, любимое дело сойдет на нет".

И учеба, кстати, труд и немалый. Освоить список зарубежной литературы, предложенный нам на 5 курсе факультета журналистики МГУ - это... очень сложно, учитывая, что большинство студентов работают. но и книги читают. Много читают.

pol_shaga
20 лет это возраст для познания, а не для созидания в сфере общественной; мне кажется они лучше нас, уже тем, что образованы лучше и я не вижу греха в способности слушать/прислушиваться других/м и учиться. да и вообще мне не понятны попытки спрашивать с кого-то сравнивать. я бы сказал глупость эти попытки, напиминают агитки времен комсомольских строек. я думаю это будет замечательное поколение. ну да мне 58 двое давно вырасли и мне есть с кем сравнивать российскую молодеж не наездами, а долговременно. правда, среда все академическая )))

silhiriel
Отличие, на мой взгляд, в том, что у этого поколения нет общего будущего, мечты, представления о том, каким должен быть мир, а не их мирок. Они мечтают индивидуально. И честно говоря, это меня напрягает. Меня напрягает нереволюционная молодежь, это неестественно.

Это, кстати, отличие воспитания рекламой от воспитания пропагандой -- пропаганда хоть указывает на образ общего будущего, и ты можешь не согласиться и оттолкнуться, но сама мысль о том, что будущее -- это не ты в мерседесе, а человечество в космосе, грубо говоря, в мозгу будет. А реклама -- она учит именно сугубому индивидуализму.
Tags: sociology4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →