Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Китай без ассоциаций (1): легисты

В пятом веке до новой эры в Китае возникли мощные учения об устройстве государства – моизм и легизм

Причина зла в стране – взаимная ненависть и эгоизм. Поэтому требуется единение специальным образом усредненных людей. Простая пища, скромная одежда, дешевое жилье для всех и каждого. Одинаковые потребности являются благом для государства. Всякого рода излишества, в том числе красивая музыка – не нужны. Мо-Цзы считал, что после войны всех против всех и наступившего хаоса люди договорились друг с другом и создали иерархическую систему – государство. Для достижения всеобщего равенства в любви потребны система доносов и строгие наказания.
Сам Мо-Ди был человеком щедрым, полагал, что в государстве, сделанном по его модели исчезнут войны и несправедливость. Своего учителя Конфуция критиковал за фатализм, утверждая, что человек должен взять судьбу в свои руки и изменить ее.

Развитием идей моизма занялась школа легистов. Они отстаивали незыблемость иерархии, беспрекословное повиновение приказам сверху. Моистов они порицали за идеализм, себя же полагали реалистами и практиками. Человек по природе порочен и глуп, и управлять этим народом можно только с помощью доносов и палки. Поведение людей следует унифицировать с помощью точных регламентов. Была разработана многочленная лестница чинов и управления на базе современного менеджмента. Чиновники должны быть не слишком умные и не слишком способные, жизнь должна быть простой и ясной, основные занятия населения – земледелие и военное дело. Был провозглашен лозунг: «Слабый народ – сильное государство».

Так думали китайские философы-государственники 2500 лет назад. Философия бессмертна.
Tags: history5
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments