Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Веб 3.0 - деньги за ваш вкус

http://www.polit.ru/research/2008/04/02/web3.html
ссылка от avvas

Кажется, продают идею: будьте культурными, интеллигентными, соберите компанию таких же культурных друзей - и получайте за это деньгм.

Александр Борисович Долгин
"В России сейчас сложилась благоприятная экономическая конъюнктура, благоприятная настолько, что возникают опасения, не грозит ли нам «голландская болезнь»... Существуют способы использовать манну небесную во благо общества. В частности, заняться тем, чего больше всего не хватает России, – строительством новых институтов. Одному из таких институтов в сфере электронных коммуникаций и Интернета и посвящено это выступление.

...web 3.0 ... – речь о т.н. семантическом web’е, когда ставка делается на компьютерный семантический анализ (машинное распознавания смыслов).... Рекомендательный сервис – это социальная сеть самообслуживания, в которой пользователи оставляют свои суждения (в первую очередь, потребительских актах), обмениваясь тем самым потребительским опытом, и делая его доступным другим людям. Чтобы получать рекомендации, человек должен оценить некоторое количество объектов, создав свой профиль предпочтений.

...На заре возникновения интернета, он представлял собой, главным образом, поисковую систему. Это была инфрастуктура, благодаря которой каждый мог обнаружить то, что его интересует. ...Примерно 3-4 года назад, когда поисковые системы полностью сложились, поднялась следующая волна – web 2.0. Что это такое? До появления web 2.0 весь контент производили и размещали в сети профессионалы, получавшие за это плату, а потребляли простые пользователи. Отличие web 2.0 состоит в том, что контент в самом широком смысле (тексты, фотографии, ролики, мелодии и т.п.) стали производить непрофессиональные пользователи, которые сами же его и потребляют.

...Исторически сложилось так, что изначально интернет был бесплатным, почти благотворительным. Но поддерживающая его инфраструктура стоит дорого, а если еще платить за контент, то обеспечение жизнедеятельности сети становится и вовсе проблематичным. Поэтому идея получать контент бесплатно понравилась всем – и владельцам интернет-компаний, и простым людям, которые обрели замечательную площадку для самовыражения.

...Итак, web 2.0 – это пользовательское самообслуживание, если не сказать самодеятельность. Но наряду с преимуществами, имеются вполне понятные изъяны. Эфир сильно зашумлен – крайне трудоемко посматривать миллионы роликов, дневниковых записей, самописных текстов и находить среди них что-то, стоящее и интересное для себя...

Сегодня все очевиднее, что будущее за web 3.0, то есть, за социальной рекомендательной институцией. Web 3.0 отличается от web 2.0 тем, что пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его сертифицируют: отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, их референтных групп, сообществ, в которых они состоят. Система позволяет делать это автоматически. Любой, кто зайдет на сайт imhonet.ru, сможет в этом убедиться.

...Web 3.0 – это стадия, на которой непрофессионалы будут получать деньги за интернет-активность и сертификацию контента. Это колоссальный прорыв. Раньше бытовало устойчивое мнение, что сначала контент надо отфильтровать, а потом публиковать. Теперь схема перевернулась: контент сначала публикуют, потому что это очень дешево, а потом подвергают экспертизе, сертифицируют в соответствии со всеми ступенями вертикали вкуса – каждому легко найти в этом случае что-то свое.

...У России есть шанс оказаться в этой области впереди планеты всей. Так иногда случается, что догоняющие опережают первопроходцев потому, что могут учесть ошибки предшественников.

...Стоит упомянуть еще б одном побочном эффекте рекомендательных систем. Пока подобные сайты заняты своим прямым делом – рекомендациями, они попутно генерируют различные данные, в том числе о человеческих предпочтениях. Этот информационный продукт может быть очень важен для ученых и исследователей. Уже сегодня на imhonet.ru накоплено без малого 15 миллионов оценок фильмов, книг, музеев, театральных постановок, критиков, телерадиоведущих и так далее. Это колоссальный массив сведений, которые раньше добывались с огромными издержками и никогда не были доступны культурологам и социологам в таком объеме. Это такой же революционный переворот, каким в свое время для экономики было введение бухгалтерского учета или статистики по экономике разных государств, что положило начало исследованиям и сравнению благосостояния стран.

...Наше ноу-хау состоит в том, что мы придумали, как зарабатывать деньги самостоятельно, оставаясь независимыми от продавцов и дистрибуторов контента. Существует ряд способов монетизации такого рода проектов. Приведу в пример лишь несколько из них. Первый и самый простой – это традиционная рекламная модель, такая как на общественном телевидении. Второй – небольшая абонентская плата, как на телевидении платном. Те, кто хочет пользоваться порталом бесплатно, смогут работать «смотрителями» рекламы. (Сейчас ее нет и в скором времени не предвидится.) Тем, у кого цена времени высока, и они не готовы расходовать его на просмотр рекламы, будет предоставлена возможность заплатить небольшую абонентскую плату. Еще одна возможность для заработков – система высвечивает неудовлетворенный спрос, и эта информация может продаваться издателям или дистрибуторам, или использоваться самим сервисом. Самая сложная и тонкая бизнес-схема – это благодарственная постфактумная оплата. Людям будет предоставлено право (именно право, а не обязанность) заплатить за полученное удовольствие от произведения. Автору – за его творческий труд, сервису – за навигацию и подсказку. Фактически создается система массового патроната. Ее прообразами можно считать оплату уличных музыкантов, чаевые в ресторанах, постфактумную оплату за программное обеспечение.

...web 3.0 – это центральный институт современности: публичная потребительская экспертиза решает главную проблему культурного поля – отсутствие обратной связи между потребителем культуры и производителем. Никогда раньше производитель не знал, что думает покупатель о его товаре с такой ясностью, точностью, быстротой и полнотой."
Tags: net
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments