Сборник художественных произведений по альтернативной истории. После вводной текстовки Переслегина, которую читать смысла нет, там Еськов "Дежа Вю" - техничная повесть с двойным сюжетом - герой думает, что играет в компьютерную игру, но игра играет в него. Это еще на базе двух реальностей, с разрушившимся СССР и уцелевшим таковым, так что можно в 2000-х сравнить, где лучше. Лазарчука - "Мы, Урус-Хаи" - очередная штука про злых эльфов и добрых орков. Тоже очень хорошо сделано. С намеком - эльфы - они прикрываются демократическими нормами, заокеанские и политкорректные, но гады-гадами, а урус-хаи - это нашенски ребята, которых колдовским оружием потравили, так что остается только мстить. В конце книги - большой очерк Еськова "Японский оксюморон". В качестве скелета очерка - рецензия на книгу "Морфология истории". Но автор сделал счастливый для читателей выбор - вместо скучного преследования рецензируемой книги он поделился с читателями массой замечательных сюжетов из японской истории. Тем более что книга особенного внимания и не достойна - обычная постмодернистская безответственная болтовня. Зато получилось несколько замечательных очерков. В одном - оказывается, никто из знакомых автора не способен узнать характернейшую цитату из Сей-Сенагон - помните? "Возлюбленный, верно, уже удалился. Дама дремлет, с головою укрывшись светло-лиловой одеждой на темной подстилке. Верхний шелк, кажется, слегка поблек?.." и т.п. То есть отнести к Японии 10 века это тонкое, ироничное, манерное повествование не удается... Ну и интересные рассуждения об эпохе Хэйан. Другой очерк - о христианском восстании в Симабара, 1638 г. Героизм восставших и - японский "архетип" - симпатия к герою, преданно служащему безнадежному, обреченному на поражение делу. Очерк о последнем герое - Сайго Такамори, предводителе восстания против преобразований эпохи Мейдзи, - традиционные ценности и честь воина против продажной олигархии и тлетворного влияния Запада. Попутно я узнал, что Кирилл Еськов придерживается мнения о подложности "Слова о Полку Игореве". В частности - потому, что Плач Ярославны - явный анахронизм, под стандарт екатерининской эпохи.
В томике собраны еще тексты Гончарова, Клугера, Мазова, Белашей... Но мне показалось, что самое интересное сделали Еськов и, может быть, Лазарчук.