По этому поводу я решил написать лытдыбр.
Думаю, что прафеномен Гете кардинально отличается от всего, что можно представить из современных методологий. У него важнейшие отличия - он один и крайний.
Современность с легкостью признает множество разных типов моделей - пусть будут имитационные, структурные, процессуальные, схематические... Да боже ж мой, кто не дает. И вот, мол, у Гете - такой вид модели, некая такая схема, прафеномен... И чудесно. Однако Гете утверждал странную вещь: что для определенного круга явлений прафеномен - единственный. Это не одна из множества моделей, а единственное такого рода "представление", которое можно увидеть.
Далее, прафеномен - интерсубъективен. Казалось бы, если это такое у поэта случилось озарение - опять же на здоровье, молодец, кушай дальше. Все довольны и могли бы хвалить Гете... если бы он смолчал. Однако он утверждал, что самые разные люди должны при непредвзятом наблюдении приходить именно и только к такому прафеномену. При этом - беда... - отказывался утверждать, что имеется некий набор формальных приемов, ведущий к прафеномену. То есть дорог много, нет никакой механики, которая бы обеспечивала единственность результата - а интерсубъективность достигается. Он бы, пожалуй, сказал, что единственной потребной "механикой" является здоровый, бодрый человек с нормальной душевной жизнью, который пытается непредвзято понять данную область явлений. Но это же набор заклинаний, верно? Кто это тут назначает здоровых и больных? И вообще, чем это больные хуже здоровых? И как это можно утверждать собственную непредвзятость? Кажется, современность таких словес понять не может.
Но прафеномен еще и крайний. То есть, опять же, если б Гете сказал, что я типа растения изучал и увидел такую вот штуку - кто б возражал? Увидел и молодец, давай дальше смотри-тряси, может там еще чего интересное. Познание же у нас безгранично, правда? Вот описывается прафеномен. А как они соотносятся? А может, из них системы какие выстраиваются? А как быть с промежуточными явлениями - у них два таких или один какой-то? А есть иерархия прафеноменов? А есть элементарные прафеномены? А из них можно собрать большой прафеномен? - да там же туча вопросов.
А что отвечает этот хулиган? Вместо того, чтобы, как порядочный, вспомнить Платона (а солиднее даже Порфирия) и рассказать про иерархию идей, он ж говорит, что прафеномен - это крайняя точка, до которой может добраться естествоиспытатель. Познание природы в буквальном смысле заканчивается по достижении этого знания. За прафеноменами ничего нет, нечего искать.
Извините за рекламу Гете
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →