Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Что такое я

Известное дело, говорят о посмертном существовании, и там возникает занятная штука, важная и во вполне себе предсмертных занятиях. Такой человек, который жил, исчезает, а остается нечто - и это нечто полагается столь существенным, что об этом можно говорить как о "той самой личности".

Давайте опыт сделаем. Нет, душу от тела отделять не будем пока, чтобы не перескакивать через этапы. Представим целого человека, который получается из отдельных качеств человека. Вот, скажем, человек-разум. Он обладает именно такими способностями мышления, как у меня. Да что там - он и есть то, что я думаю и как умею думать. О таком можно поверить, что он - это я? Узнать его в качестве себя? Или - человек-чувства. У многих людей очень характерные чувства - у кого тонкие, у кого детальные, у кого красочные или заразительные... Человеческое существо с точностью такими чувствами как у меня - это я? Или воля: человек с моей волей будет ли мной? Что еще? Память. Некий человек имеет всю мою память - тогда он это я? Я даже добавлю: он имеет не только всю мою память, он не имеет никакой другой. Помнит в точности то же, что и я - вот тут забыл, тут смутно, здесь отчетливо - это не абстрактный образ записи памяти, а именно моя память. Это - я?

Просто для примера кусок разговора - совершенно никак с никакими загробностями не связанный http://ivanov-petrov.livejournal.com/918556.html?thread=39979804#t39979804

ivanov_petrov
Это понятно... что много и разных. Однако вместе их сливает общая память. Великая штука и гарант личного единства, видел, что бывает без нее... Когда каждая такая личность - привязанная к эмоциональному тону, ситуации, человеку и пр. - имеет собственную память, лишь очень слабо доступную другим личностям. Впечатление вполне потрясающее. При этом понятно. что человек в обыденном смысле "нормальный" - то есть общую событийную канву помнит и потому некоторая последовательность действий сохраняется, но значимость событий, их окраска и реакция - у разных личностей совершенно разная.

fregimus
Вы имеете в виду — при патологии? Я не разбираюсь в этом, меня если патологии и интересуют, то неврологического свойства, в психиатрические я не залезал (почему-то они не вызывают у меня зуда познания. У меня знакомые были, мне хватило… познаний). Представить поэтому не могу. И даже не вполне уверен, что хочу…

Насчет памяти — память, наверное, отпечаток состояния. Вместе с изображением, звуком, мыслями, эмоциями и, несомненно, отпечатавшей «личностью». В этом смысле они друг о друге даже не то, чтобы вспоминают — а перемешиваются; это не пассивный отпечаток, он вызывает к жизни все то, что в нем есть, и мысли, и эмоции, только не так сильно, чтобы захлестнуть реальность, но все-таки чтобы порядком потрясти. Действительно общая память — наслоения воспоминаний о воспоминаниях о воспоминаниях других кусочков «себя». И континуум тогда получается в самом полном смысле этого слова.
Tags: ethics, ethnography2, philosophy3, psychology3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 515 comments