Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Альтруизм

Социопсихологи, изучающие альтруистическое поведение, зацепили и гендерные различия. Большинство результатов тривиальны - шоферы несколько чаще оказывают помощь женщине-водителю, личный контакт и взгляд в глаза увеличивают шанс... на донорство чаще приходят в первый раз по личным связям - в отличие от ветеранов донорства. Чаще оказывают помощь сходно одетым, тем, кто принадлежит к "похожей культуре". Но есть и не очень тривиальные.

Исследовали, что помогает и что мешает альтруистичному поступку. Не без иронии опыт провели в Принстонской теологической семинарии. Студентов собрали, сказали, что вскоре им по радио надо произнести проповедь о добром самаритянине. Затем просили по одному пройти в студию звукозаписи. По дороге они встречали лежащего на полу мужчину, который кашлял, стонал и выглядел больным. Одним студентам говорили, что у них есть до записи несколько минут - примерно 65% из них предложили помощь этому человеку. Другим - что они уже опаздывают. Эти, спешащие, перешагивали через больного - всего 10% предложили помощь. Ирония ситуации, конечно, в том, что они перешагивали, задумавшись о тезисах про доброго самаритянина.

Совершению добрых поступков очень мешает наличие незнакомых свидетелей... то есть других свидетелей происшествия. Так объясняют неоказание помощи в множестве ситуаций, когда больные сутки-двое лежали в людном месте, некоторые звали на помощь - все проходили мимо. Там работают довольно тонкие эффекты - одиночные свидетели происшествия оказывают помощь примерно в 60-70% случаев, знакомые группы (друзья и т.п.) тоже очень эффективны в оказании помощи, а вот если есть большая группа незнакомых людей, каждый из которых знает, что свидетелем прорисшествия являются многие другие - вероятность оказания помощи хоть кем-то сильно падает.

Смотрели, как влияет гендер. Выяснилось, что мужчины несколько чаще оказывают помощь, чем женщины, если случай "серьезный" (Eagly, Crowly, 1986 - скажем, при падении в метро; тут и статистика по наградам за героизм при спасении - 90% мужчины). Женщины чаще мужчин оказывали помощь, если требуемая помощь была "небольшой" или "неопасной" (скажем - посидеть с умственно отсталыми детьми, помочь в эксперименте). Но: это касается только кратковременной, разовой помощи. Точных данных нет, но исследователи предполагают, что если речь идет о длительном оказании помощи, то женщины будут преобладать... хотя не доказано. Полагают, что культура помощи больше развита у женщин - они не только чаще получают помощь, но и чаще просят о ней, обращаются к врачам, на радио, в консультационные центры и т.п.

Очень интересно действует осознание себя. Оказалось, что чаще совершали альтруистические поступки те, кого перед этим понудили самоосознаться. Самым простым образом: взглянуть в зеркало, предъявить документы, сказать о себе несколько слов. Если человек помнит, кто он такой, обновляет свою Я-концепцию, возрастает шанс, что он окажет помощь... в скором времени после такого случая самоосознания.

Само собой, очень помогает похвала. Если вовлеченных в эксперимент в какой-то связи хвалили - а особенно, если называли "благородными. жертвенными натурами" - то сильно повышался шанс, что потом они окажут помощь... Там были эксперименты - помочь собрать рассыпавшиеся дискеты, бумаги. Ну и кому за 5 минут до того говорили... Да, надо хвалить. Кроме того, положительно действует сознание вины. Испытуемым подстраивали ситуации, где они полагали, что, например, нечто сломали. Потом они проявляли большую сознательность и более активно помогали в мелких социальных неурядицах.

Помогает самоосознание - и помогают мысли о другом человеке. Испытуемым давали прослушать пленку - послание человека, о котором им было сказано, что он умер от рака. Одних просили при прослушивании думать об этом человеке, по возможности сопереживать ему. Других просили интенсивно думать о себе. Потом - как бы вне связи с экспериментом - испытуемых просили анонимно оказать помощь, затратить время на помощь одной аспирантке в ее работе. На это согласились 25% тех, кто думал о себе, и 83% тех, кто думал о другом человеке. При этом все участники эксперимента сильно переживали по поводу прослушанной пленки, были тронуты и т.п. Но у одних эта эмоция пошла на увеличение шансов альтруистического поведения, у других - на что-то иное.
Tags: psychology3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →