Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

де Местр

Посматривая на следы, оставляемые высказываниями иных наших президентов академий и всяких таких научных величин - про неправильные рейтинги, про русскую науку, которой надо решительно размежеваться, чтобы потом с новой силой встать... на что встать? не помню. Не важно. В общем, очень вспомнилось тут, как И. Берлин замечательно описывает человека, влияние которого ощущалось, по его словам, в политике России до начала ХХ века. Он уговаривал царя воспретить путь западной науке и просвещению в Россию, препятствовать освобождению крестьян, опираться на дворянство и церковь. Поощряя дворян за личную доблесть, не награждать их за успехи в торговле. Избегать назначения иностранцев на ответственные должности.
Под его влиянием прошла реформа образования С.С. Уварова - отмена в 1811 преподавания философии, политической экономии, эстетики и основ коммерции. Берлин утверждает, что в формуле "православие, самодержавие, народность" отразились те же принципы де Местра. Влияние идей де Местра ослабело в царствование Александра II, к реформе... Но Победоносцев проводил эти идеи в 80-х и 90-х годах.

Совсем даже не в глупости и вредности дело. Вот де Местр говорит о русских: "Ежели бы желание русских можно было запереть в крепость, оно бы разрушило ее до основания. Нет никого, кто умел бы желать так страстно, как русские... Приглядитесь к русскому купцу, даже из низшего сословия, и вы увидите, как он умен и сметлив, как печется он о своей выгоде, посмотрите, как он осуществляет рискованнейшие предприятия... Если нам придет в голову пожаловать свободу тридцати шести миллионам таких людей и мы сделаем это - ...в мгновение ока вспыхнет огромный пожар, который обратит в пепел всю Россию"

«Стоит эти рабам получить свободу, как они очутятся в окружении наставников, более чем подозрительных, и священников, не имеющих ни силы, ни влияния. Не будучи готовыми к сему, они несомненно и внезапно перейдут от суеверий к атеизму, от пассивного повиновения к неудержимой деятельности. Свобода окажет на их страсти такое же воздействие, какое крепкое вино оказывает на человека, совершенно к нему не привыкшего. Само зрелище этой вольности развратит даже тех, кто не принимает в этом участия... К тому прибавьте безразличие, неспособность или чванство отдельных дворян, преступные действия заграницы... а также нескольких Пугачевых с университетским образованием, и государство, по всей вероятности, буквальным образом расколется надвое»

"Русские всего хотят добиться в один день. Среднего пути нет. Человеку следует медленно ползти к установленным целям, никому не дано туда долететь!Русские усвоили две в равной степени несчастные идеи. Первая - ставить литературу и науку во главу угла, и втоая - сплавлять в единой целое преподавание всех наук"

А? Хорош? То есть в точности к чему пришли через столько лет - цели установлены развитием европейской цивилизации, она выступает учителем, России следует медленно и терпеливо проходить тяжкое ученичество у более опытных народов, под их контролем и водительством.

"Величайшим политическим шагом в этой стране стало бы замедление торжества науки и использование власти церкви как сильного союзника государя - до тех пор. пока наука не сможет быть без всякой опасности допущена в общество"
Tags: education, history5
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments