Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Удивительное чувство

Читал Гельмута Шёка "Зависть: теория социального поведения". Не секрет, что результаты социологов и психологов обычно обвиняют в банальности - что бы они ни придумали, все это заранее предсказано здравым смыслом. Известен и отбив: здравый смысл в большинстве случаев говорит и то, и это, может объяснить и такую реакцию, и противоположную. Поговорки есть на все случаи жизни.

И все же был удивлен, когда узнал, что такое зависть. Дело в том, что я думал, что знаю, что это такое. Ну вот посмотришь иногда на человека и завидуешь - эх, мне бы такой ум... Или такие способности... или - вот такое умение. Однако, оказывается, это вовсе не зависть.

Зависть - состояние человека,который не может терпеть того, что другой обладает каким-то умением, вещью или репутацией, которой у него нет, и потому радовался бы, если бы другой потерял свое преимущество, несмотря на то, что он сам бы от этого ничего не выиграл.

Я не могу такого вспомнить. То, что я называл завистью - это именно желание тоже иметь "данное преимущество" и сожаление, что я его не имею - а вот отнять... Зачем? Стал вспоминать - ну неужели не знаю такого? Вспомнил только вот какую штуку. Мне не нравится, когда лезут без очереди. И я бы при этом не сам хотел тоже лезть без очереди, а хотел бы, чтоб тот лезун встал в очередь. То есть потерял свое преимущество. Но - это, кажется, что-то вроде чувства справедливости. Кроме того, тут я получаю выигрыш, а вовсе не хочу бескорыстно навредить.

Тут что интересно.... Может быть, цепляется некоторое изменение психологии людей? Шёк пишет, что, мол, многие теперь (60-е годы) неправильно понимают зависть, путают с другими чувствами - вот в Вебстере говорится, что это желание обладать таким же, что у другого, а не желание, чтобы другой это потерял. И Шёк говорит: этот сдвиг акцентов в точности соответствует современному американскому представлению о зависти.

Я посмотрел мельком по словарям - вроде сейчас в самом деле почти нет следов определения Шёка и везде - это, "ущербное" по его мнению, понимание.

Надо сказать, автор этот мыслит себя примерно новым Фрейдом - как тот "открыл" сексуальность, так Шёк открыл зависть, еще одну табуированную тему. Это к тому, что он очень тщательно прочесал что можно и говорит о зависти от обычаев в примитивных племенах до американской рекламы.

И если в самом деле чувство зависти изменилось (а ведь смертный грех... Обжорство Похоть Алчность Зависть Уныние Гнев Гордыня) - тогда получается, что в течение ХХ века цивилизованное человечество существенно изменилось в отношении одного из великих грехов. То чувство, которое имелось в виду ранее - вышло из массового употребления. Может быть даже и так, что именно американские культурные стандарты сыграли в этом неведомую мне роль...

В связи с этим у меня интерес. А вы испытывали чувство зависти? Именно согласное с данным определением.
Tags: books5, ethics, psychology3, sociology5
Subscribe

  • Место для вопроса

    Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.

  • Место для вопроса

    Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.

  • Место для вопроса

    Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 206 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Место для вопроса

    Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.

  • Место для вопроса

    Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.

  • Место для вопроса

    Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.