Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Ю.И.Манин. Математика как метафора. 2008.

Я давно слышал, что Манин - гений, но тут смог это увидеть. Давно не слышанная мною речь и стиль мышления. То самое "узнаю льва по когтям" - умение кратко и точно обрисовать большую и запутанную группу проблем, замечательные примеры, сразу дающие понять, в каком отношении эта проблематика кажется автору важной, удивительная свобода обращения с массой знаний... Почему-то этот стиль, очень давно знакомый, как - судя по романтическим описаниям - должна быть знакома колыбельная (на самом деле я не помню колыбельных...), этот стиль мне не встречается в более современной литературе. Это стиль шестидесятых советских лет, может быть, и не только советских - отголоски я встречал у Эшби, например. С появлением полной свободы мнений свобода мышления удивительным образом изошла в мелочное фантазирование.

Читал с великой горечью. Разумеется, я ничего не могу понять в его математических идеях, я не могу даже оценить красоту подхода или изящество построения. Могу только верить - или не верить. Это понятно. Но Манин думал об очень общих проблемах культуры. Конечно, исходил он из своих математических интуиций. Я побаивался, а потом решил идти в книгу, как идут в лес. Ну, думаю, заблужусь - ладно, как-нибудь выберусь, а так нечего нервничать, буду просто примечать места. К великому сожалению, места оказались очень знакомые. Эти чахлые рощицы я давно видел, ходил по ним взад и вперед, наскучил их однообразием и давно уж ушел... Надо ж было случиться, чтобы этот замечательный мыслитель принял их за райский сад.

Я имею в виду манинское представление о развитии языка и культуры. Насколько я понимаю, он изобрел велосипедик, повторив то, что сделали Давиденков и Поршнев, которые тоже развивали некоторые околофрейдовские области. Человек есть психически неуравновешенная невротичная обезьяна, разум развился в результате мутаций, речь имеет исходно суггестивные функции остановки поведения сородичей и манипуляции поведения стадом. После нахождения этих принципов идут всякие более или менее остроумные разработки - заходы в культурологию через концепцию трикстера (ну да, эволюционный успех развитию речи дало то, что трикстер пользовался большим успехом у дам... загипнотизировав всех и каждую, отдыхал на них по полной, отчего больные гены широко распространялись); заходы в язык через манипулятивные практики, теория макиавеллевского интеллекта... Давние забавы шестидесятников. Так что я вспомнил не только то, чем мысль того времени была великолепна, но и то, что делало ее для меня неприемлемой.

Цитаты
"Умственные очи должны видеть в фазовом пространстве механики, в пространстве элементарных событий теории вероятностей, в кривом четырехмерном пространстве-времени общей теории относиельности. в комплексном бесконечномерном проективном простарнстве квантовой теории. Чтобы понимать видимое глазами во лбу, мы должны знать. что оно есть лишь проекция на сетчатку бесконечномерного мира. Образ платоновской пещеры кажется мне лучшей метафорой структуры современного научного знания: мы и в самом деле видим лишь тени, ибо тень - лучшая метафора проекции."

"Цвет по Ньютону и эйлеру - это спектральный состав светового излучния в диапазоне длин волн около полумикрона; цвет по Гете - это то. что мы видим. Поразительно, насколько эти два представления не поддаются сравнению - их связывает лишь сложная и нетривиальная физиологическая теория цветового зрения. Гуманитарий Гете не мог допустить отречения от наблюдателя, ибо вся его система ценностей не способна существовать без идеи человеческого участия как мерила вещей. Можно многое сказать в пользу этой точки зрения. Многое можно и возразить; часто лучший способ узнать себя - отвернуться от себя. Ньютоновская теория цвета - и все последующие физические теории - призваны объяснить, что такое свет безотносительно к тому, что его можно видеть. И опять, как всегда, оказывается, что видимое нужно объяснять через невидимое"

"Идеология этого краткого очерка - соединение интроспекции с компьютерной метафорой. Интроспекция - наше единственное прямое свидетельство о единственном доступном нам сознании, своем; компьютерная метафора - единственный источник действительно сложных и динамических концептуальных моделей психики, способных к саморазвитию и, в будущем, к сравнению с нейрофизиологическими данными. ...Если этими же характеристиками обладают какие-то техногенные информационные процессы, к ним можно, со всеми приличествующими оговорками, отнести слово "сознание"... Итак. в то время, когда пишется эта статья, филогенез компьютеров проходит стадию развития речи на естественном языке, и уже надвигается стадия развития "самосознания", необходимость которой связана с потребностью в эффективном социальном функционировании"

-------------
Что забавно - насколько можно понимать метод построения Маниным гуманитарной теории - там нет даже следов и попыток проверки. Он придумывает гипотезу и ищет подтверждения. Изложение отличное, ясное, четкое, примеры все уместные, доказательные. Всё отлично, только совершенно никуда не годится. Это свойство математического образа мыслей, или просто его особенность? Или математики так себе представляют возможности работы в гуманитарной сфере? Раньше только преклонялся издали - а теперь... То есть я готов поверить, что в математике это, наверное, прокатывает. Изобрел идею - и продвигаешь ее насколько возможно. пока не будет противоречий. Но вот что этот образ мыслей творит за границами своего применения...
Tags: books5, culture2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →