Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Власть в сети

Есть такая книжечка: Рогер Хоислинг. Социальные процессы как сетевые игры, 2003. Имеется там занятное рассуждение. Говорится так: обыденным стало убеждение, что сети противоположны иерархии. Это уже штампы - наш вольный интернет нельзя сковать властными предписаниями, с развитием фриланса власть работодателя падает, с распространением всяческого рода сетей иерархии (ура!) отмирают... (У меня эти тезисы вызывали очень большое подозрение. Потому что иерархия - всего лишь одна из форм проявления власти, а саму её, родёмую, можно проявлять и в других формах). И Хоислинг тоже сомневается. И говорит: а ничего подобного, зависимость от власти в сети возрастает. Власть просто проникает глубже: в сознание и поведение индивида. Власть интериоризуется, а не ослабевает. То есть сторонники мысли о сетевой свободе думают так: вы меня руками не трогайте, а уж с сознанием своим я уж как-нибудь разберусь. Что надо - вычищу, заторможу, отбрыкаюсь. С моим-то умищем чтоб... Ха. Однако когда властюшка хватается руками - это она от бессилия добраться до мозгов. И тут игры идут в нижней лиге: мои мысли - мое дело, по определению, а уж как с ежовыми рукавицами играть - способов известно много. С появлением сетевых структур власть начинает играть в верхней лиге. При этом ничуть не отказываясь от ручек: возможность физического принуждения никуда не делась, от наличия сети руки ни у кого не отсохли. Просто появилась возможность пролезать внутрь.
Скажем, зачем людей принуждать приходить по звонку, когда лучше развить самостоятельную инициативу и командную сплоченность. Корпоративное мышление. Квазиспортивное мышление (все эти кричалки в честь фирмы
http://ivanov-petrov.livejournal.com/926804.html).

Хоислинг говорит о НЛП и НСП (нейросоматическое программирование... я о таком не слышал). Индивид - предприниматель самого себя, сам себя анализирует, создает проект и строит. Свобода? Ну да, конечно. Я б сказал так: когда мозги достаточно хорошо промыты и в общстве зашита достаточно прочно некая система ценностей и стилистически выделены некоторые образы действий - можно не беспокоиться. Индивид сам себя, совершенно добровольно, спрограммирует - любым из, скажем, 25 вариантов. Какая разница - каким из них? все 25 востребованы в обществе. Будет он из себя ковать инициативного менеджера или способного исполнителя, продавца или исследователя - да пусть его, все нужны, именно в таких вот вариантах. Конструктор личностей, будучи запущен, не требует индивидуального внешнего контроля. По этому поводу Хоислинг формулирует: индивид мертв. В современном обществе он мертв (я его понимаю... мы тут поговорили о Я, о душе, о религиозных разногласиях, об отношении к истине, о ценностях - ну конечно, мертв. Собственными усилиями) - так что теперь индивида можно провозглашать индивидуальным предприятием. "Индивидуация продолжает продвигаться вперед и без носителя субстанции индивида". Ну и Х-линг говорит, что делается это самовнушением. То есть власть трансформировалась. Управление становится кое-где неформальным. Управление теперь сидит не в властной иерархии - в виде "другого человека", а на уровне "управления самостью". Внутри самой личности возникают приказы, отрабатываются способы повиновения, подавляются бунты (вона психоаналитиков сколько. Приходят к ним люди - работать не могу, говорят, устал, вымотался, мне больше не интересна моя работа, карьера под угрозой - помоги, верни интерес к работе, жажду карьеры, продуктивность и эффективность мою рабочую... Дай мне трудовой виагры - чтоб я с шести утра до десяти вечера стоял как штык у корпорации во славу её. И сам же аналитику заплатит... Какую еще к лешему власть надо?). При этом, само собой, снаружи это выглядит как демократизация. Тут Хоислинг упоминает "технологии самости" со ссылкой на М. Фуко. Вместо ставшего неэффективным грубого управления по людской иерархии со стороны начальника - которому противостоит сомкнутая группа подчиненных, теперь имеется групповое давление, командные проекты, командный дух, личная ответственность за сетевую работу и самостоятельное планирование карьеры. Эти самые технологии самости активно продаются (курсы, трениги, книжки, программные продукты и пр.)

По оговоркам Хоислинга видно, что он все же не совсем чумовой и согласен - с неохотой - признать: ну да, вообще-то, свободы стало, пожалуй, больше. Но не настолько, насколько все кричат, и дается она ой как нелегко.
Tags: books3, sociology5
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →