Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Бей профессоров!.., или демократия против эффективности 1

Из архива.
В обществе регулярно возникают похожие ситуации. Вот какие-то профессионалы предлагают проложить нефтепровод по берегу озера. Общественность протестует, организует митинги, кампанию в прессе… Назначаются разные комиссии, и после долгого противостояния ситуация разрешается в пользу того или иного решения – профессионального или требуемого общественностью. А часто – в пользу промежуточного.

Вот идёт суд. Профессионалы-юристы разбирают дело по ведомым им правилам и законам. Однако вопрос о вине подсудимого решают присяжные – случайно выбранные непрофессионалы. Вот школа, частная школа. Профессионалы-учителя воспитывают и учат детей, согласно отработанным методикам предлагают им знания, специально препарированные для лучшего восприятия. И иногда рядом есть родительский совет, который может оказывать влияние на то, что делается в школе – иногда даже ратовать за исключение какого-то предмета. А у многих школ нет родительских советов или они не наделены правами. Это хорошо? Должны ли родители контролировать профессиональных учителей? А присяжные юристов? «Зеленые» - нефтяников?

Простые люди должны контролировать политические решения? Да, конечно. А экономические? Вроде бы глупо – люди голосуют за то или иное экономическое решение деньгами, иной контроль неуместен. Нужен ли общественный комитет с правом принятия решения или правом вето, наблюдающий за работой АЭС? А армия? Сколько там профессионалов… Должны ли «простые» люди решать – и что? Как следует учить солдат? Как воевать? В каких ситуациях воевать? При штабе дивизии нет «комитета простых людей» с правом вето на любые решения. А надо? Нет? Но участвовать в решении, какая стране нужна армия, простые люди могут. Это надо? Что? Обязательно? Ну что ж. Значит, здесь – обязательно, в другом месте – желательно, а где-то – ни в коем случае. Так какая же логика стоит за этими решениями – где и как должны простые люди участвовать в принятии решений профессионалами?

Это очень общая проблема: как профессиональное знание соотносится с решениями непрофессионалов, «простых людей». Способы проявления этой проблемы в нашей жизни неисчислимы. Осмотревшись, обнаружим, что имеется несколько способов контроля граждан за деятельностью профессионалов. Удивительно, но каждый способ используется преимущественно в своей узкой сфере – и обычно люди не сознают, что это не отдельный такой социальный институт, а вариант решения одной общей задачи. Возможно, стоит сравнить принятые ив обществе способы решения – вдруг не всё оптимально? Может быть, один способ лучше другого? Посмотрим на три самых известных механизма контроля - каждый из которых реально функционирует и будто бы не ведает, что в соседней области умные критики утверждают принципиальную ошибочность такого способа.
Tags: sociology5
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments