Можно высказать такую мысль: большинство крылатых насекомых современного облика появились благодаря стрекозам. Тараканы и их родичи - это первые «новокрылые» насекомые. У них, в отличие от стрекоз и поденок, развилось замечательное, хотя с виду простое приспособление: крылья стали плоскими и могут складываться вместе в состоянии покоя. Передние крылья довольно плотные и прикрывают задние, служащие для полета.
«Прототараканы» появились более 350 млн. лет назад, в каменноугольную эпоху. Простое приспособление - складывание крыльев - позволило им уйти от взаимодействия со страшными стрекозами. «Новокрылые» тараканы смогли прятаться туда, куда не долезет «палеокрылый» хищник. От тех давних тараканов и произошли современные их тезки, и богомолы, и термиты. От их близких родственников произошли палочники, эмбии и кузнечики, и все-все многочисленные насекомые «мира прямокрылых».
Давление стрекоз можно оценить, если учесть, что все насекомые «группы прямокрылых» летают довольно плохо или вовсе вторично утратили крылья. Небо каменноугольного периода было захвачено стрекозами - и важнейшим изобретением после изобретения полета стало умение не летать. Это тоже такая особенность развития: на выходе в новое приспособление возникает чудовищная давка, так что первое, что надо научиться делать, когда умеешь что-то новое – это от этого нового отказаться. Не насовсем, но – уметь делать и уметь не делать.
Взамен неба прямокрылообразные захватили землю - стали обильны в наземных сообществах, породили большое число групп, питающихся живой и мертвой растительной массой. На долгие миллионы лет «небо насекомых» оказалось оккупировано стрекозами, и лишь на вершине эволюции насекомых спор с ними выиграли перепончатокрылые и двукрылые. А до этой великой победы «крылатый класс» порождал преимущественно наземные формы, которые летали изредка, от случая к случаю - для расселения, при опасности.
Приличным образом прятаться из всех низших насекомых не умеют только поденки. Но это вполне закономерно: они летают считанные минуты или часы, а выплаживаются в количестве, которое заранее определяет, что множество поденок будет съедено хищниками. Поэтому под «прессом стрекоз» и сохранились плохо летающие поденки, в то время как множество похожих на них групп, не таких эфемерных, вымерли.