Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

С симпатией о практическом и национальном уклоне в образовании

Статья Юрия Тюрина "ДАТСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И КОПЕНГАГЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
http://www.strana-oz.ru/?article=181&numid=3
"Есть довольно много областей знания, по которым в России готовят значительно более квалифицированных специалистов, чем в Дании и большинстве стран Запада. Датчане, глядя на российских профессионалов высочайшего уровня, удивляются непрактичности российской системы высшего образования. Русский физик для датчанина — как для русского индийский йог. Чем беднее живет народ в Индии, тем изощреннее становятся йоги. Датчане находят это нездоровым. «Престиж ничто, практическая выгода и благосостояние всё», — считают люди, руководящие системой высшего образования Датского королевства. «Ум» в Дании — это прежде всего практический, конкретно мыслящий «ум», доказывающий окупаемость проделанного труда практическими, материальными результатами.

Конечно, не все, что годится для образовательной системы маленькой, к тому же в геополитическом отношении чрезвычайно удобно расположенной страны, не имеющей в мире врагов, может подойти для великого, хотя бы по размерам, государства.

Государство, в котором существует устойчивая традиция подавления, «расформирования» его фундаментальной науки извне, а также — на случай возможного сопротивления культурной элиты — противоположная ей тенденция поощрения высочайших достижений науки почти что в ущерб физическим, объективным жизненным интересам нации, — такое государство вынуждено все время балансировать на лезвии бритвы. Балансировать между необходимостью сохранить лучшее, что есть, необходимостью развить то, без чего невозможен дальнейший прогресс, необходимостью интенсивно созидать то, что было подавлено за годы Советской власти (особенно это касается образования в области экономики, сельского хозяйства и торговли). Наконец, найти для всего этого финансовые средства. Но главное, непрерывно балансируя, научиться действовать всегда в практических интересах благополучия народа. Более того, это напряженное балансирование должно стать привычным, отработанным состоянием для образовательной системы такого государства, каким является современная Россия."

-------
Нет, все-таки - не нравится. Узенько как-то. То есть вот предположим - как там сказано... один из высших приоритетов университетского образования был бы патриотический, чтобы прежде всего будущие физики или там семиотики с юристами думали про пользу России. И это целенаправленно бы воспитывалось - так отбирали людей, так вели себя преподаватели, такие критерии отбора... Понравилось бы? А вот, значит, смысла нет питюкать про то успешна система на мировом уровне или нет. Важно решить, чего хочется - чтобы что делала эта система высшего образования. и - после формулировки цели - по тем параметрам ее и оценивать. Захотелось патриотическую? Вот, на. Как у датчан, чтобы и патриотическая и проамериканская? На, получи. Или там великонаучную, но неэффективную, непризнанную и малоуспешную, чтобы ёгов делала на страх всему прогрессивному человечеству? Вот те ёги, забирай.
Tags: education
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →