Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

цивилизация культура духовность

Дух времени требует создать понятие. И где-то с 17-18 века такое понятие начинает выращиваться. Нет возможности обозначить общее его значение одним словом - именно потому, что общего для всех варианта нет, на эту роль претендуют разные понятия. Потом это станет словом общепонимаемым и привычным, будет жить несколько сотен лет, а потом умрет. Понятия живет довольно долго. Интересно, как оно возникает - не так часто ловится возникающее понятие, не глупость какая для технической новинки, а действительно фундаментальное понятие, которым люди живут и будут жить еще сотни лет.

Западная Европа, Великобритания и Франция, в ответ на требование создали свое понятие - цивилизация. Прежде всего это понятие обозначает тот вклад, который - как считают англичане и французы - они внесли в мировое развитие, прежде всего - какой они сделали Европу, какой хотят видеть Европу и европейский мир. Это родное понятие англосаксов и западноевропейцев, оно будет служить им - и указывает, как развиваться всему миру, чтобы идти по дороге, обозначенной словом "цивилизация".

Цивилизация сцеплена со словом "прогресс". Можно прогресс критиковать и временно отвергать - пока признается цивилизция", "прогресс" будет возрождаться и прорастать из будылья снова и снова. Цивилизация - полезна. Это очень важное ее качество. Цивилизацией можно гордиться, это обозначает уровень претензий и уровень приобщенности - и при этом замечательным образом понятие цивилизации привязано к пользе.

Можно подивиться тому, как гениально изобретено понятие. Обычно штампуемые слова не выдержали бы напряжения смыслов. Одно дело - гордость, претензии, причастность, другое - польза, эффективность, результат. Но - сплавлены в одном понятии. Великолепная работа. Понятие "цивилизации", конечно, победило - вошло в языки, привилось, вцементировано в европейскую историю. Была античность, стала - цивилизация: название эпохи.

Немцы на том конкурсе изобрели понятие: "культура". Прежде всего это понятие обозначает тот вклад, который - как считают немцы - они внесли в мировое развитие, прежде всего - каким они хотят видеть европеизированный мир. С одной стороны, понятие вроде как проиграло цивилизации, проиграло в середине Хх века. Сейчас смысл понятия размывается, слово уходит на периферию языка, после ряда потерь понятие специализировалось и для многих означает примерно "искусство", "нечто художественное". Понятие стало дублем с неясным смыслом, уступило цивилизации... Но все же определенный успех достигнут.

В иерархии понятий "культура - выше "цивилизации". Цивилизация - общий уровень, достояние всех, нечто демократически применимое к огромным массам людей, которые живут в цивилизованных странах, пользуются благами цивилизации и являются цивилизованными людьми. Но: тонок слой цивилизованности, и в испытаниях выступает истинная культура каждого. Цивилизация касается в большей степени внешних условий жизни, тех самых, что ближе к пользе, а культура - внутренняя, сберегаемая, неподдельная. "Культура" проиграла цивилизации в массовости, но отбила себе нишу элитного понятия.

Цивилизация относится к целому универсуму. Прежде всего это понятие политическое и экономическое, но оно может относиться и к религии и морали, к чему угодно. Любое поведение может быть цивилизованным или нецивилизованным. А культура - специализированное понятие, имеет отношение к чему-то "духовному": это искусство, религия. Немцы уложили свой девятнадцатый век на то, чтобы сделать Wissenschaft понятием из области культуры. Однако в ХХ веке решено: science к этим играм отношения не имеет, массовое сознание выбросило науку из культуры. "Это что-то другое".

И опять: цивилизация победила, но культура добилась появления некой границы: да, цивилизация может относиться к явлениям искусства и религиозной жизни, но язык все еще чувствует здесь грань и предпочтет говорить о границе между культурой и цивилизацией6 экономика и политика конфронтируют с искусством и религией. В области поведения людей паритет не достигнут: манеры могут быть цивилизованными или культурными: понятия все еще сражаются.

Битва идет за понимание образования. Немецкая "Культура" строила эту самую Wissenschaft и образование, выращивание (культивирование) человека, встраивание его в культуру. Англо-французская цивилизация подразумевает нечто иное, более демократичное, "свободное" и полезно-эффективное. Но слова еще нет, немецкий смысл Bildung все еще дышит из "образования" и "воспитания". Возможно, скоро education получит пучок новых значений.

Есть и еще одна попытка сказать то, что требовало время. В России сказали: Духовность. В большом сражении слово проиграло, в мире его не слышно. Конечно, как и братские понятия, оно должно было означать то, что сделали люди русского языка в европейском и мировом развитии, каким они хотят видеть мир.

Все понятия очень близкие по значению - и в то же время едва не противоположные по вторичным отзвукам смысла. Цивилизация - это всегда процесс, нечто изменяющееся, у чего нет фиксированной цели, целью является непрерывное движение вперед. Культура в большей степени ориентирована на результат, это более замкнутое и разделяющее понятие. Культур много, у каждого своя культура, мало кто может похвастаться высокой культурой. Культура вырастает как цветок, это результат развития, слова в книгах цветут множеством смыслов. Духовность - нечто, присутствующее во всем, но в разной степени, в меньшей степени ориентированное на результат, и в то же время не просто движение куда-то - напротив, цель задана довольно четко, хотя дух, конечно, бывает разный.

Цивилизация ближе к равенству - она снимает различия, выделяет общие черты, это то самое общее в вещах - к цивилизации приобщена в равной степени разные. она проявляется в четко фиксируемых чертах поведения и может быть задана критериально. Культура ближе к авторитету, элите. Конечно, у каждого своя культура, но культура бывает высокая и низкая. Культура выделяет особенные черты, обособляет. Духовность также подчеркивает равенство - в каждом есть, подчеркивает особенность - бывает высокая и низкая, и держит эти разные смыслы за счет векторности: самые разные культуры "должны быть" устремлены к общей высокой духовности. Духовность пытается утверждать общность в духе, культура - особенность сложения ценностей, цивилизация - общую гордость от причастности к пользе.

Цивилизация





Культура





Духовность





Интересно, появляются ли новые конкурирующие понятия. Ну, общая роль политкорректности и куртуазности примерно ясна, но это старые игры. Социум (society), общество-коммуна, община (Gemainschaft). Слово для "общества" гуляет. еще выбирают оттенки смысла. А сейчас? Глобализация, глобальное общество - не то же самое, что гражданское общество, и отличается от демократического общества.
Tags: culture2, sociology5
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments