Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Картина мира

Картины мира бывают разные, как-то просмотрел несколько, и заметил группы общности. Далее - некие мысли на тему

Прежде всего, картина мира бывает структурированная и неструктурированная. Структурированные картины - научная или, например, христианская. Неструктурированная - например, атеизм. То есть одно дело, когда имеется множество соединенных в целое деталей, сложносочиненность, и другое - когда мир выстроен на каком-то простом тезисе или отрицании. Обычно это миры ненависти обладают таким свойством - неструктурированностью, но и другие бывают.

Эти качества дают непрерывный спектр, так что картины мира выстраиваются в ряд по каждому перечисленному качеству, в частности - по структурированности. В каждой картине мира рассматривается доля представлений о гомогенном "веществе", пассивно выполняющем некое представление - и доля структурных представлений. Например, в эвклидовой геометрии пространство неструктурно, как и в ньютоновой картине мира. Представление о другом, структуированном полюсе можно получить при взгляде на "Летучий Голландец", с тем самым девизом - "Часть корабля - часть команды". Грешные души проклятых моряков составляют части корабля и весь он и есть совокупность этих душ. Когда на смену концепции "частиц и взаимодействий" пришло воззрение, что каждое взаимодействие есть частица, на смену представлению о гомогенной ткани - представление о множестве клеток, причем каждая из клеток является отдельным организмиком (теория Вирхова) - в таких случаях увеличивается структурность картины мира. Разумеется, если составные элементы мыслятся гомогенными и одинаковыми - структурность меньше, если о них говорится нечто различающее - структурность выше.

Интересно разбираться со структурированными картинами. Они разделяются довольно внятным образом на ограниченные и безграничные. К безграничным относится, например, научная картина мира (в большинстве изводов). То есть эта картина мира не имеет начала и конца, говорит о бесконечной вселенной, бесконечном познании, непрерывно расширяющейся сфере познанного, которая так и будет расширяться. Религиозные картины мира бывают разные, интересно бы их потерзать на этот предмет. Как мне показалось, большинство - неограниченные. Так что имеет смысл сказать, что же это за ограниченность такая. Это когда в самой картине мира явным образом сказано, что она ограничена, конечна и дана "на этот момент", для определенного взгляда или эпохи. Наверное, самый известный пример - буддизм: говорится о четырех благородных истинах, а прочее - вам и знать не надо. Прочее существует, о нем не сказано, что его нет - но картина мира не интересуется прочим, проводит ограничивающую черту. В некотором смысле христианство - по крайней мере во многих случаях - таково: иерархии не привлекают внимания, это то, чем не стоит особенно интересоваться http://ivanov-petrov.livejournal.com/985604.html

Далее, картины мира бывают активными и пассивными. Тут имеется в виду познавательная активность. Пассивной называется картина мира, где превалирует одна из форм пассивной доказательности. самая известная связана с верой в авторитет - в неком Каноне сказано так - и следует верить, что так. И всё. Но, между тем, научная картина мира также относится к пассивным. Имеется в виду самая обычная штука. Не вдаваясь в частности, доказательность в научном познании представляется такой: доказательства необходимы, будучи предъявлены и развернуты, они не оставляют слушателю иной возможности, как только их принять. Знание обосновано с необходимостью. Акценты там связаны с иной активностью - например, некоторые доказательства столь объемны и трудны, что надо приложить большую активность, чтобы их услышать. Но характер доказательств всюду именно таков. А активная картина мира - в которой такие доказательства не самые важные. Важна не принудительность доказательств, а продуктивность. То есть - субъект сам выстраивает познавательные конструкции, они не доказывают себя с необходимостью, но в результате активности его познания создается некая система, познавательная система, которая "оправдывается" уже по совсем иным критериям - например, многосвязность, косвенные подтверждения...

Боюсь, сказать ясно этого не удалось. Попробую еще раз. Хотя разговор идет о картинах мира и тем самым о "теориях", но в этом месте - только для ясности - можно внести иное различение. Пассивные картины мира - основанные на авторитете или доказательстве - эту свою насильственность, необходимость имеют именно потому, что "слушатели" не могут убедиться в истинности этих картин непосредственно. Религия появляется, когда богов не видно - если их видно, зачем религия. Наука появляется, когда речь идет о скрытых свойствах - если всё явно и непосредственно, это не будет наукой.

Так вот, в этой связи активные картины мира - это реальности. Например, сон. Находясь во сне, смотря сон, сновидец часто полагает происходящее реальностью, испытывает реальные чувства и т.п. При этом элементы сновидческой реальности не проверяются дедуктивно на последовательность и иным каким способом на принудительную доказательность. Теперь можно понять и другой пример - окружающая нас реальность, чувственная реальность. Это тоже - если угодно - картина мира активного типа. Так вот, и среди "теоретических" конструктов, то есть картин мира в тесном смысле, как бы "моделей" - тоже бывают как пассивно и с необходимостью получаемые - так и активно строящиеся.

Третий пункт отличий, который мне пришел в голову - это то ли гуманность, то ли гуманоидность, антропоцентричностью называть не хотелось бы. Антропоцентичность - когда все крутится вокруг человека, он является центральным звеном системы. А здесь речь об ином - иначе это называют еще человекоразмеростью. То есть иная система - это иногда можно шутить - рассчитана на людей, а иная - совсем нет.

Впрочем, не до того. Хватит.
Tags: philosophy3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →