Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

geo

Стройные дети

Знакомая поделилась наблюдением, о котором говорят воспитательницы детских садов. В последние годы реже дети стали болезненно толстыми, пухлыми. Или можно иначе сказать - чаще стал встречаться тип стройный, не крепкий-толстый, а худощавый-стройный. В прежние годы такие встречались много реже. Речь не о болезни, дети хорошо кушают и не тощие, а именно более тонкого типа телосложения. А привычные толстячки стали много реже.
Интересно. Тип питания, это конечно, может влиять. Уж не знаю, что в последние несколько ле там сменилось. но еще, видимо, дело и в организации, способе роста.
geo

Детский секс

Найти можно все. Это не девиз сети, это так в мире живого. Животные, в норме двухголовые? Есть. Жить при температуре денатурации белков, в буквальном аду? Пожалуйста, плавают.

Но теории, широко раскрыв объятья объяснений, не всегда могут все это прижать и понять. Скажем, имеется давняя проблема. Когда говорят о естественном отборе, хочется его померить. Чем мерить - понятно, берем линейку приспособленности и прикладываем. Что за линейка? Ну, давайте измерять смертность, они дохнут - мы считаем. Кого меньше сдохло, тот молодец и приспособленный. Или давайте детей считать. Кто плодится, наверное, молодец. Это же самое оно, дифференциальное выживание.

Но тут засада, называется адультоцентризм. Получается, можем измерять приспособленность только взрослых стадий. Дети же не размножаются. На стадии личинок сравнивать степени размножаемости затруднительно, и теория опять обращается к взрослым, но тогда все объяснения проскакивают мимо преимагинальных стадий.

А нет ли тех, кто бы размножался дитей? Вроде безумие. Ну давайте мы, в конце концов, определим термины! Мы называем личинками, детьми и всячески еще как раз неполовозрелые стадии, а взрослые - это когда могут размножаться или когда уже все, проехал поезд. Ну а раз по определению личинки - это те, кто еще не, то и вопрос дурацкий.

Да? Но как же первое правило биологии - у всего найдутся исключения? Нашли, как и следовало ожидать.
Collapse )

Это Mnemiopsis leidyi, близкий вид. Он сейчас интенсивно вселяется в Черное море и там заполоняет, захватчик. Так что можно руками поймать, если повезет. Вроде бы про него такого неизвестно, а с другой стороны - тот же род. Может, и он тоже того.


а это тот самый Mnemiopsis mccradyi
Collapse )
geo

Залог успеха в преподавании

Знакомый любит преподавать, работал учителем, потом не работал, потом опять... Ну, в общем, вы понимаете. Жизнь длинная. Когда у него есть возможность, он устраивается куда-нибудь в школу, когда нет - ну, так ходит. Есть у нас и другие дела.

Недавно рассказал: объявилась девочка, давняя его ученица. Когда-то, в незапамятные, лет двадцать назад... Восьмой класс. Поселковая школа. Дети "химиков". То есть семьи зеков... Девчонки, которым он читал что-то, что не важно как называлось в программе, важно, что вроде слушали и вопросы задавали.

И вот встречает, и та ему - ой, Вы, Вам привет из Парижа, из Австралии, из Штатов, наши девочки Вас помнят, как Вы, что у Вас... Он спрашивает - как же, вы ж дети зеков, как получилось? Ну, как-то так... Вы нам помогли очень, мы Вас вспоминаем, Вы нас научили, благодаря Вам мы решили, попробовали, смогли. Девочки теперь при искусстве - кто менеджером, кто изображает что-то, кто себя изображает, в общем, дела искусственные, тонкие. Но вроде все в достатке, добились успехов, не то что не бедствуют - наоборот, успешная профессиональная карьера, и сами довольны, у них получается, ставят новые цели.

Он и спросил - да вы что, говорит, да я ж ничего, что я там вам рассказывал, мне просто самому было интересно.

И вот тут девочка ответила так, что мне захотелось это запомнить. Репризно девочка ответила - сразу ясно, что не важно, как назывался тот предмет в школьной программе, не важно, что показали экзамены и не важно, что из позитивного знания девочки усвоили. Она сказала:

- Вам было интересно, и Вы нас хвалили.

(Драйв и позитивные эмоции; человек берет и осуществляется, и условия ему не помеха)
Хотя, конечно, тут девочки пошли в искусство, есть подозрение, что для того, чтобы успешно двинуться в науку, надо еще что-то.
geo

Мы были в будущем

Были эпохи, которые следует оценивать как в некотором смысле пророческие - например, Древняя Греция. Поскольку через 2000 лет стали считать, что ее возрождают, поскольку многие идеи стали основой совсем другой цивилизации - это такое заглядывание в будущее. Но если бы греков спросили - раз они пророческие, что же именно говорит о будущем времени их культура? что бы они сказали? Наверное, про греческий язык и заниматься голыми в палестре. И как это прочесть? Как указание на единый межплеменной язык - так получится? Как указание на популярность развлечения "смотреть на спорт"? Причем спорт сейчас совсем иной, это совсем не греческие игры. Всерьез следовало бы указать на развитие греческой рациональности, особенности математики, мышления, на далекие следствия из философии, на сходство эстетического идеала, что как по трафарету будут повторять сотнями лет именно вслед за ними. Но сами греки, средний грек - вряд ли вообще сообразил бы, о чем ему толкуют.

И современному человеку трудно сказать, если бы он даже и был в будущем. Ну вот мы хотя бы. Мы были. То, что было "социалистическим экспериментом ХХ в." - заброс в далекое будущее. Иные эпохи, вполне благополучные, нельзя характеризовать как "пророческие", они просто для проживания. А тут - да, сильно поспешили, вылетели из истории на очень большой промежуток времени вперед. Социализм. Надо понимать, какой это тяжелый и опасный опыт. Понимать, что там из будущего, а что связано с преждевременными условиями осуществления. В пределе - как опыт младенца предвосхищает старческую деменцию. Как это сказать? Можно долго шутить про очереди или воровство, но как можно сказать, куда смогли заглянуть многие десятки миллионов путешествеников во времени? Причем опыт они приобрели, конечно, совершенно не тот. Просто опыт выживания, например, или опыт обычного существования. Но цениться должен совсем другой опыт - если кому-то удалось приобрести опыт путешественника во времени. Ведь это бывает крайне редко. потянутся долгие века, когда никто уже никуда не едет, все тихо живут свое время, не выпрыгивая. А одному не прыгнуть - это делается такой машиной времени величиной с целую культурную общность, целым регионом - тогда хватает мощности. Общество в целом обладает достаточной мощностью, чтобы, сбиваясь, умирая и деградируя, проговорить что-то из увиденного там. Выкинуть хотя бы отдельных людей за грань настоящего.

Вот только жаль, что понять, что же было иллюзией, связанной с преждевременностью, что показалось, поскольку кровь затмила глаза от перегрузок, а что было на самом деле - поди разбери.

Вот если спросить бывших советских людей или их детей, к примеру - что можно считать пророческим из советского прошлого, этого будущего-в-прошедшем? Какой опыт из этого можно было вынести?
geo

Сираноиды

В книге Милгрема по экспериментальной социальной психологии описаны "новые" существа: сираноиды. Для экспериментов с ними еще в 70-х годах Милгрем использовал весьма несложную технику. Детям (подросткам) в ухо вставляли наушник, они могли слышать речь другого человека и приучались повторять его слова. Человек слышал обращенные к ребенку вопросы. Рассматривались ситуации типа экзамена и собеседования. Можно было делать всяческие вариации, основной вариант опыта: на экзамене коллегии экзаменаторов, учителей, ребенок отвечал дословно то, что ему подсказывал по радио (сейчас бы мы сказали: по телефону) эксперт. Например, на вопросы по философии отвечал доктор философских наук, крупная величина в американской философии, на вопросы по географии - эксперт-географ и т.п.

Милгрем прославился такими провокативными экспериментами - помните, это его знаменитые опыты на подчинение, когда испытуемому говорили, что он должен долбить током "ученика" за ошибки, и испытуемые "для науки и эксперимента" били смертельным напряжением. Подчинялись авторитету проводящего эксперимент. Ну вот, это был еще один его эксперимент, такой же "подставной" и призванный вытащить на поверхность неожиданную начинку социального поведения.

Создавался контраст между обликом ребенка, подростка, и очень высоким уровнем ответов, которые были по сути ответами не просто взрослого человека с широким кругозором, но ответами гранд-мастера в данной дисциплине. Эксперты не подделывались под детей и отвечали, демонстрируя эрудицию и мощь интеллекта. подопытными были учителя - после эксперимента они рассказывали, что чувствовали, оценивали детей, которых экзаменовали - оценки они давали до того, как им объяснили суть эксперимента. То есть у экспериментаторов-психологов были письменные отчеты учителей, которые по сути общались с взрослым разумом в теле ребенка.

Кратко говоря, эксперимент не пошел - учителя ничего особенного не заметили, не стали углубляться, работали узко, не придавая значения несообразным ответам очень высокого уровня, просто ставили пятерки, изредка удивляясь, что ребенок не по годам развит, но видя проблемы развития (эмоционально незрел, надо подтянуть до его интеллектуального уровня).
Collapse )
Достаточно очевидно, что с появлением сети интернет этот эксперимент стал повсеместным. Осуществлялись все варианты, задуманные Милгремом. Есть блоги, которые ведутся двумя-тремя людьми. Меня долгое время подозревали, что меня трое, двое мужчин и женщина (биолог, философ и историк). Есть мужчины, прикидывающиеся женщинами и наоборот, есть подростки, выдающие себя за взрослых, взрослые, выдающие себя за молодых людей. То есть вот тут у нас просто полно этих сираноидов и можно бы смотреть реакцию социума на несоответствие разума и "внешнего вида". Правда, у нас тут от внешнего вида аватар с юзерпиком, да и всё, но всё же, всё же.

Что интересно. Насколько я могу судить, игры в эти несоответствия не привились - людей только поначалу привлекает свобода выдавать себя за другого, совсем другого, эти игры очень быстро приедаются. Далее, реакция окружающих на эти игры - совсем не удивительная. Насколько я понимаю, интереса нет, лишь некоторое раздражение, обычно говорят примерно так: ты хоть как называйся, только не меняй манеру говорения и гендер через фразу, а то сбиваемся в разговоре. А так - да прикидывайся кем хочешь, мне-то что. То есть ожидаемые социальными психологами интересные эффекты не произошли - люди очень спокойно относятся и к "сверхумному" подростку, и к нетипично ведущей себя женщине или там еще кому. И учителя в том опыте старались просто быстрее выполнить свою работу, оценили знания школьника, и всё - никакого изумления, что вот, вундеркинд... Ну, вундеркинд, ну и что.

Нет и удивления, которого ожидали психологи, по поводу нескольких разумов в одном теле. Вот в каком-то блоге ведущих двое, мужчина и женщина, вот они даже под одним юзерпиком, им лень заморачиваться - и что? Опять не удивляются, никто не дивится загадкам получающегося текста. Кому-то скучно разгадывать, кто есть кто, он проходит мимо, кто-то узнает знакомых и привычно говорит понимая с кем.

Как думаете, почему тут ничего не получилось? Я даже так скажу: если бы это было достигнуто физически, а не виртуально, если бы сложнейшие вещи были сделаны и у подростка был бы разум старика (какая технология! бессмертие, любое тело, аватары полнофункциональные, технически - просто чума) - социально это было бы совсем не удивительно и не вызвало бы никакого интереса. То есть личный интерес стать молодым - да, а интерес "посмотреть на ребенка с разумом умного взрослого" - никакого. Реальная операция смены пола - весьма трудна, но вот интереса "говорить с разумом женщины в теле мужчины" и наоборот - нету, никто от такой возможности не тащится, насколько можно судить. Техническая возможность пересадки разума и говорения с несколькими сознаниями в одном теле - чистая фантастика, крайне трудно, а социально... Боюсь, это не вызовет никакого интереса, у такого существа будут личные сложности, и всё. Типа шизофреник.

Почему то, что казалось психологам очень продвинутым, очень интересным экспериментом, не дало интересных результатов? почему современная массовая практика такого рода - по сути, не интересна? Или думаете, что интересна - и испытываете интерес к каким-то "сменам идентичности" в блогах?
geo

вопрос технический, личный, без общего значения

мне бы порекомендовал какой добрый человек наушники.
вводная такая. По разным причинам мне годятся только затычки, и потому всякие замечательные "лопухи" мне не нужны. Как я понял, беспроводные (что, конечно бы, лучше) все же для музыки не годятся, а мне в основном для этого.
Значит, проводные затычки. Прежде я, чуть-чуть потынявшись по форумам, понял, что хвалят сенхейзер, и приобрел. Вроде было все хорошо, но годы берут свое - сдохли. Я купил сенхи подороже, этакие с претензией даже. Они прожили 8 месяцев, потом одно ухо перестало звучать, что скучно. И вот я несколько недель назад пошел искать, взял сенхи какие были в ларьке - из примерно сотни всяких наушников выбрал. Одна затычка настолько плоха, что пластиковый ее корпус разваливается сам - в общем, это ужасное качество. Загрустив, спросил у продавца, что он бы выбрал, он уверенно мне сказал, что ему нравятся и отличные - AKB, я купил, но они настолько тяжелые, что из ушей сами вываливаются.

Я понимаю, что вопрос дурацкий - наушники почти как зубная щетка, дело личное, и что у кого вываливается, а у кого сидит как влитое - через сеть не угадаешь. Но вдруг кто знает, что есть какие-то качественные ребята, которые лепят вещи, а не минутную пластмассовую погань. Я не думаю, что у меня есть основания считать себя меломаном, слушаю в том числе на улице, так что по поводу качества звука претензии не очень большие. Умеренные претензии. Ну, чтобы умеренно приличные звуковые качества и чтобы не разваливалось на пластиковые кусочки прямо сразу, а хотя бы через год.
geo

неразрезанные вещи

На самом деле выделение объекта из мира - очень нетривиальная операция. И, главное, вернуть обратно ошибку трудно - познавательные операции так устроены, что, коли мы уж выделили что-то как отдельность, то самим устройством своего мышления и поведения будем потом лишь получать подтверждения самостоятельности того, что выделилось. "Оно" будет себя вести. В любом эксперименте, операции мышления и т.п. "берется объект" - то, что выделено в мире - и потом с ним нечто делается, а он "ведет себя". Понятно, что и дырка от бублика будет себя вести, причем подчас нетривиальным образом.

Поэтому, собственно, иные мыслители призывают особенно не торопиться с выделением объектов, быть с этимм осторожнее - стоит счесть, что нечто "есть", - всё, потом это не развидеть. Точнее, это крайне трудно и регулярного, тривиального пути познания, где бы обосновывалось, что некие вещи на деле не существуют - нету. Такие штуки будут запутываться в проблемах части и целого, пересекающихся множеств, подсистем разного уровня самостоятельности - и освободиться будет трудно. Можно, конечно - но часто с водой выплескивают ребенка, то есть вместо отрцания неверно выделенного обеъекта "скептик" считает несуществующей большую предметную область, а потом это восстанавливают, считая скептика неправым... В общем, это надолго.
Collapse )
Как мы разрезаем неразрезанный мир на вещи, как мы решаем, что чем является - и о чудесных превращениях, которые тогда происходят прямо на глазах...
geo

(no subject)


Я такъ и не смогъ, напр., одолѣть вступительную статью того же Лотмана къ «Письмамъ русскаго путешественника» — я не въ состоянiи читать научные труды, гдѣ концентрацiя мысли — какъ брюквы въ концлагерномъ супѣ.
http://philtrius.livejournal.com/1061869.html


Уже давно известно, что сочувствие другому человеку, испытывающему боль, активирует в мозге те же области, которые отвечают за чувство нашей собственной боли. Поэтому давно существует гипотеза о том, что «абстрактные» ощущения (представления о чужой боли, на которых основана эмпатия) обеспечиваются теми же нейронными контурами, которые отвечают за «истинные» чувства (собственное ощущение боли). Ученым из Австрии и Швеции удалось показать, что это действительно так.
http://elementy.ru/novosti_nauki/432584/Sposobnost_k_empatii_zavisit_ot_chuvstvitelnosti_k_boli
Collapse )
spectacles

Не на того напали

Я тут вспомнил в связи с происходящими среди меня событиями.
Давно было, я тогда учился где-то классе в восьмом. Вечером шел от дома по дорожке, она вела вдоль забора детского садика, потом резко поворачивала. Зима, сугробы по пояс вдоль дорожки, часов десять вечера и потому совсем темень, фонарей нет. Дошел до угла, сделал шаг - и дальше оглушительная боль, полет и ничего. Пришел в себя - лежу в сугробе. Очень болят спина и локоть. Вокруг никого. Ничего не взято, да у меня ничего и не было. Стараясь не разгибаться, шипя, как-то задом выполз обратно из сугроба, прижимая локоть, побрел домой. Видимо, по ошибке.
Ну вот. Глядя в глаза судьбе, надо сказать: не на того напали!



Еще почти так же я вспоминал старый порядок. Тот старый, который помню, из времен моего восьмого класса, и тот Старый порядок, из книги Токвиля, с конца которого началась Новая история. Тоже ведь не на того... Каждый раз Старый порядок оказывается омерзительным и невыносимым, пока он есть. А потом, когда уже нет, он кажется наивным, и все его мерзости какие-то детские по сравнению с жестокими новыми временами.
geo

А сколько кубиков у нас? Семнадцать!

Понял, что правильные мальчики сделаны из восьми кубиков, трех шариков, нескольких палочек и скрепляющего всё это чувства юмора. У неправильных, не следящих за собой мальчиков число кубиков нечетное. Например, семнадцать.
(не знал, что надо считать кубики. Посмотрев современное искусство и насладившись зрелищем девушек, пищащих "вау, у него восемь кубиков!" - восхищен). Кстати, в составе девочек кубиков нет совсем.

Как изменились представления о теле-то. За немногие годы - иная совсем антропология. Вспоминаются "беременные" на картинах позднего средневековья, мужчины в животастых колетах и штанах с пуфами - тогда была такая. И сейчас резкие изменения за очень немногие годы. Интересно, где-нибудь это описано?