Category: экономика

Category was added automatically. Read all entries about "экономика".

geo

Суп из топора

Поговорил тут с мудрым ...* Выжимка.
В политическом плане основной тренд ("под уклон, сама пойдет") - распад страны. Поперек лег наш властитель со своими силовиками. Это основная опасность, которой они противодействуют любой ценой. За это они жертвуют прочее неважное. Платить будет народ, и справедливо: за поддержку расплачивается тот, кто поддерживает. Платить - истощением. Список длинен, если коротко - так.

Экономика. Рейдеры ухватили что могли, но они по профессии своей не могут и не хотят хозяйствовать, они к этому органически не способны. Отнять, но не использовать. Нужны новые повороты, то есть хозяйственные изобретения, хозяйство во власти собственников, неспособных на маневр. То ест - обнищание, развал производства и пр. Другой аспект. Пожертвовано всяческой средой для культуры. Бульон вылили через край, теперь он за границей. В чем проблема Украины? Там нет элит, и потому то, что видим и что еще будет. И здесь тоже нет элит, и нет уже и питательной среды, на которой они могли бы работать.

Страна в ситуации незаконченной, отложенной, замороженной гражданской войны. Элит нет, и не будет, поскольку выброшена среда для их возникновения (элиты - не те, кто правит, а те, кто способен ощущать ответственность за то, что происходит). В политическом плане игра в "остановись, мгновение" перед распадом страны. В экономическом - медленное сползание. В культурном - ухудшение образования приводит к тому, что будет некому уезжать. То есть в прошлых поколениях были некие слои, которым имело смысл уехать, и их с гиканьем, подталкивая, выперли. А следующие из-за дефектного образования будут уже таковы, что уехать им будет трудно - там не устроятся. Разваливающаяся медицина, производство, образование - врачи, инженеры и учителя ведь... гхм. То есть ни лечиться, ни кушать нормально не удастся, впрочем, конечно, ко всему можно привыкнуть.

В социальном плане: народные умения никуда не делись. Совокупность народных умений у нас - это навыки выживания. Эти навыки работают, и люди прекрасно выживут, ничего сверхкатастрофического не случится. Но - в смысле прямого голода и т.п. Разобьют огороды, подадутся в челноки, в контрабанду, в общем, найдут, как выжить. Однако эти навыки работают только на прямое выживание. Чтобы сделать уровнем больше, поставить задачи больше чем лично-выживательные, социальные, нужны элиты - кто скажет, кого послушают и кто возьмется делать (не в смысле - кто сам все съест). Народные социальные навыки этого не дают, этих механизмов - хоть назови их горизонтальными, хоть повышательными, хоть как - нету совсем.

Осталась одна кипящая вода, в которой варится топор. Суп будет острым, но не питательным.
Collapse )
geo

Благодарю за то, что сделал мою работу

Давно, в каком-то 1997 году, я начал раздумывать над широким кругом тем, который был мне совсем не впору - не по специальности. В экономике я ничего не понимаю, и глупо делать вид, будто понимаю. Но что же, мне был очень важен и интересен круг мыслей о соотношении экономики и культуры, о институтах дарения, о нескольких типах денег, о дешевеющих деньгах и отрицательном проценте, о том, что обществу не устоять, потому что нынешнее устройство экономики уничтожает культуру, делает ее много хуже, но это не необходимость, а всего лишь недомыслие - возможны иные экономические институты, иначе соединенные с культурными, и тогда общество может быть выстроено иначе, и культура не будет в таком жутком положении.
Collapse )
geo

(no subject)

Великая германская Европа. Древняя империя. Старинная культура и традиции. Погружены в свои старые истории - древние неудобицы, нескладицы и неуёмства. С другой стороны - сильнейшая быстро растущая экономика, мир наводнен их товарами, их идеями. Проблемы поколений, молодежь совсем не уважает старших, ветераны последней войны не узнают своих внуков. Внукам акты вандализма, осквернившие святыни древней империи, и деяния победы, вознесшие империю на пьедестал - представляются не более чем помесью туристских достопримечательностей и надписей на стене общественного сортира. Они гыкают и дивятся забавным формам. В этих конфликтах умирающей и всё же живой старинной культуры, новой экономики, непочтительных детей и проигравших дедов - кто может вспомнить группу небольших островов на далеком западе, там как-то сложно и мелко, остров, потом остров помельче, потом долго-долго ничего нет, потом снова острова и большой остров в форме чего-то двуглавого или двутелого. Там живут далекие западные варвары, вся их культура - совокупность разновременных заимствований из древней империи, искаженных варварскими упрощениями. Они ценят упрощения больше, чем бусы - но для того, чтобы упрощать, надо что-то иметь, а что могут придумать варвары? И они берут старинные образцы древней империи, наслаивая новую неумелость на старинную скуку. Западные варвары уверены, что это они победители, что их цивилизация захватила мир и вообще страшно высокого о себе мнения, что раздражало бы жителей старинной континентальной империи, если бы могло привлечь их внимание.
geo

Тринадцать заповедей

Гуннар Мюрдаль, «Азиатская драма»
Черты современного человека, выясненные автором чтобы отличить его от азиатов:
"1) производительность;
2) трудолюбие;
3) аккуратность;
4) точность;
5) бережливость;
6) скрупулезная честность (которая в конечном счете окупается и является условием повышения эффективности во всех социальный и экономических отношениях);
7) рациональность в принятии решений (освобождение от привычки полагаться на неизменные обычаи, от групповых интересов и фаворитизма, от религиозных предрассудков и предубеждений, приближение к рационально рассчитывающему «экономическому чело-веку» западной либеральной идеологии);
8) готовность к переменам (для экспериментирования в новых областях и для динамичности в смысле географическом, экономическом и социальном);
9) способность использовать возможности по мере того, как они возникают в изменяющемся мире;
10) энергичная предприимчивость;
11) прямота и уверенность в своих силах;
12) сотрудничество (не ограничивающее, а по-иному направляющее эгоистические стремления в социально благоприятные каналы; принятие ответственности за благоденствие общины и нации);
13) готовность к определению перспективы (отказ от мелкой спекуляции; предпочтение капиталовложений спекуляции; производственной деятельности — торговле, финансам"
Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». 1972

Сейчас уж так не пишут. Вот в семидесятые-то годы вона как, а сейчас-то уж и совсем не говорят.
spectacles

развитие без роста

Алексей Михайлов
http://www.gazeta.ru/column/mikhailov/3502050.shtml
<<<Как демографический переход привел к стабилизации населения развитых стран (причем без всяких мальтузианских «несчастий» — голода, войн, эпидемий), так и завершение экономического перехода привело к стабилизации уровня экономического развития в тех же развитых странах. Все. Теперь развитые страны обречены на длительный период почти не растущего развития с высокой долей безработицы.

Это действительно историческая веха, подводящая итог последним трем столетиям экономического роста на основе либеральной модели – капитализма или экономики, основанной на свободном выборе (называйте как хотите).

Причина проста до очевидности. Население развитых стран хочет слишком много потреблять. Оно разучилось сберегать и инвестировать и не видит смысла в дальнейшем экономическом росте, в отказе от сегодняшнего потребления ради завтрашних благ. Распространение индивидуализма также не способствует самоограничению ради большего потребления у своих детей.

Но продолжим эту логику. И сделаем следующий шаг. Простой — до невероятности — вывод. Кризис показал, что лидеры мира — развитые страны — уже достигли предела своего роста. И эти пределы определяются вовсе не ограниченностью природных ресурсов или экологической катастрофой. А внутренней логикой развития человечества. Как? Вот она простая, но столь невероятная причина:

потребности людей почти максимально удовлетворены, количественный рост человеку больше не нужен. Достигнутый уровень безопасности и экономического развития в развитых странах почти максимален.

Технический прогресс, как ни странно, ничего в этом не меняет. Просто с новыми изобретениями потребности начинают удовлетворяться еще лучше фактически за счет тех же ресурсов. В росте потребления ресурсов нет нужды.

Ну, посудите сами, долгое время развитие компьютеров основывалось на том, что за те же деньги вам предлагают лучший продукт. Революция нетбуков показала, что можно получить нужный вам продукт за гораздо, в разы меньшие деньги. И часть денег ушла на рынок смартфонов и цифровых плееров. То есть та же потребность человека стала удовлетворяться лучше несколькими специализированными устройствами, а не одним универсальным. При этом с экономией потраченных денег, а значит, и ресурсов. А вот другой пример, очень характерный. Развитие интернета почти не требует природных ресурсов. Это самая новейшая и самая нересурсоемкая отрасль экономики, эффективно удовлетворяющая человеческую потребность в познании мира и общении.

Суть в том, что не надо увеличивать уровень удовлетворения потребностей, уровень производства, технический прогресс достигается за счет структурных изменений в производстве при том же его уровне. Вот новая экономическая концепция: развитие без роста.

Развивающиеся страны не находятся в кризисе. Они растут и будут продолжать расти — им есть куда тянуться. Образ общества потребления развитых стран — хороший стимул и раздражитель их экономического роста. А рост численности населения дополнительно мощно подталкивает — хочешь, не хочешь – рост их экономик. В результате с точки зрения географии мировой экономический рост будет носить в основном компенсирующий, выравнивающий характер. Лет через 30–50 экономический переход будет полностью завершен и стабилизация экономического роста станет характерной для всего мира.

...Вот контуры новой экономической теории.Collapse )
geo

Свойства организма культуры

<<<Л. Харрисон, провел 20 лет в странах Латинской Америки, пытаясь постигнуть причины столь медленного экономического и политического развития этих стран.

...Харрисону потребовалось много лет повседневной работы в Латинской Америке, чтобы оценить какие ценности и установка иберийской культуры тормозят движение в сторону прогресса и экономического процветания. Он пришел к выводу, что некоторые культуры не только сопротивляются прогрессу, но буквально душат его. ( Он имел в виду Гаити). Харрисон решил установить, что представляют культурные силы, благоприятствующие или подавляющие развитие творческих способностей человека. Он открыл четыре фундаментальных фактора, определяющих закрыта или открыта данная культура для новых веяний, инертна ли она или динамична:

1 – Радиус доверия. «Способность отождествлять себя с другими членами общества, сопереживать, радоваться успехам другого и огорчаться неуспехам – вот что определяет доверие. В большинстве отсталых стран радиус доверия преимущественно ограничен семейным кругом. Все, что находится за пределами семьи, обычно вызывает чувство безразличия и даже враждебности. Для такого рода обществ обычно характерны непотизм и другие виды коррупции...»

2 – Жесткость морального кодекса.
Обычно источником системы этики и морали является религия. В иудо-христианской морали человек ответственен перед Богом за все свои деяния – будь то отношения к людям или к труду. Но в разных конфессиях мера ответственности различна. Более того проступки и нарушения морали возможно или невозможно искупить. Отсюда в разных культурах индивидуальная ответственность личности очень разнится.

3 – Использование власти.
«В Латинской Америке власть традиционно воспринимается как лицензия, право на обогащение….Если кому-то этот стереотип покажется
оскорбительным и необоснованным, пусть он поразмышляет о том, почему типичный президент латиноамериканского государства покидает свои пост чрезвычайно богатым человеком…»

4 – Отношение к труду, новаторству, богатству.
В отсталых странах к труду относятся как к повинности. Работают чтобы жить. В динамических – живут чтобы работать.
Новаторство воспринимается как угроза установившейся стабильности, как ересь. Отношение к богатству определяется ложной концепцией, что богатство существует в неизменном количестве, и его только перераспределяют. Следовательно, экономическое процветание другого воспринимается, как лишение тебя куска. Успех соседа – это угроза твоему благополучию. В динамической культуре богатство понимается, как постоянно прирастающая величина, прирабатываемая трудом, и поэтому исключающая сам феномен перераспределения.>>>
http://av-rybin.livejournal.com/242377.html
geo

О мифологической логике

"Согласно мифологической логике, добывание чего-либо у первоначального обладателя (хранителя) со временем получает новую интерпретацию и начинает осмысливаться как возвращение ранее похищенного"
Неклюдов. Новотворчество в эпической традиции

-----------
Почему никто не напишет "политическую логику" или экономическую?
geo

Рабский труд

Полез в сеть, чтобы узнать, что можно найти о работах Фогеля, того самого, что доказал, - рабский труд на Юге США был производительнее труда свободных фермеров.
Нашел наскоро вот:
http://hasid.livejournal.com/702611.html
http://jh.isea.ru/2003--3__2-3/2-2.asp

http://dlib.eastview.com/browse/doc/7023606
13 - 14 апреля 1976 г. состоялась встреча историков МГУ с профессором Гарвардского университета Р. Фогелем.
Далее Р. Фогель отметил, что на нынешнем уровне развития исторической науки существует ряд областей, где количественные методы неприменимы. Только в экономической истории они, по его мнению, перевернули традиционные представления и привели к новым, далеко идущим последствиям. Примером этого могут служить новые понятия об экономике американского рабовладельческого плантационного хозяйства. Р. Фогель привел ряд уравнений и статистические выкладки, с помощью которых разрабатывались данные о доходности рабовладельческих хозяйств, о положении негров-рабов на плантациях Юга. В заключение он остановился также на основных моментах критики книги "Время на кресте" в американской печати. Эта критика, по мнению Р. Фогеля, не поколебала основных его выводов.
Советские историки с большим вниманием отнеслись к той части выступления Р. Фогеля, где говорилось о применении количественных методов в исторических исследованиях США, об организации этого дела.


Collapse )